В процессе
массового крестьянского заселения казачьих областей Предкавказья во второй
половине XIX века
определенную роль сыграли как принятые законы, так и ряд других факторов. А
именно: наличие громадных площадей пустовавших земель, низкие арендные цены на
землю, малонаселенность края и высокие цены на рабочие руки. Колонизация долгое
время слабо регулировалась правительством. Переселение, как уже отмечалось,
было самовольным. Вследствие же постоянного притока на казачьи земли из других
регионов страны, к началу XX века ни на Кубани, ни на Тереке
казаки уже не составляли большинства. В то же время, в силу исторически
сложившегося и юридически закрепленного характера землевладения, подавляющее
большинство земли составляло войсковую собственность. Пришлое население не
обеспечивалось землей. Исключением были те немногие, кто селился на казенных, а
также на купленных частновладельческих землях. Основная масса иногородних
вынуждена была арендовать участки казачьих станичных, паевых, земель войскового
запаса, земельные участки у коренных крестьян и горцев, или же работать по
найму.
С начала 80-х годов Военным Министерством, кавказской и местной казачьей
администрацией стали приниматься меры к ограничению прилива иногороднего
крестьянства в Кубанскую и Терскую области. Этим характеризовался очередной
(третий) этап правового регулирования статуса лиц невойскового сословия.
Предлагались два вида ограничительных мероприятий: 1) принятие мер
административного характера, которые могли бы затруднить размещение иногородних;
2) изменение законов, имевших отношение к водворению иногородних жителей среди
казаков (13).
К этому времени правительство
было поставлено перед необходимостью законодательного оформления правил для
переселения крестьян («Временные правила» от 10 июля 1881г. и закон от 13 июля
1889г.). Однако, круг применения закона 1889г. не распространялся на Северный
Кавказ. Между тем, Переселенческое управление заявляло, что значительные массы
крестьян переселялись именно в пределы Кавказа. Исходя из этого,
Государственный совет предложил Министерству внутренних дел совместно с
Главноначальствующим Гражданской Частью на Кавказе выработать правила
переселения крестьян из внутренних губерний на казенные земли края. Предложение
встретило возражения со стороны местной администрации в лице
Главноначальствующего Гражданской Частью на Кавказе А.М. Дондукова-Корсакова.
13 мая 1883г. в связи с его ходатайством был принят законодательный акт,
согласно которому запрещалось дальнейшее переселение иногородних в станицы Кубанского
и Терского войск без согласия станичных обществ (14).
21
января 1885г. был издан Указ Сената о правах лиц неказачьего сословия, которые
приобрели в станицах Кубанского казачьего войска недвижимую собственность,
производить постройки без разрешения станичных обществ. Но , ввиду
несоответствия данного акта интересам казачества, начальник Кубанской области
23 декабря 1888г. циркулярно приказал привлекать иногородних лиц к
ответственности за неиспрошение разрешения на возведение новых построек в
казачьих землях. (15) Станичным властям предоставлялось право разрушать
возведенные без разрешения усадебные постройки иногородних. (см. продолжение)