Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Погода

Казьминское 

Казьминскому - 156

Статистика

Статистика ucoz

Социальные сети

Полезные ссылки





Суббота, 27.04.2024, 15:47
|Приветствую Вас Мимолётный посетитель | RSS

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
            МОУ СОШ №16 с.КАЗЬМИНСКОЕ            
Главная | Мой профиль | Выход | Вход

Отчёт о работе музея (2005-2015)


ОТЧЁТ О РАБОТЕ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

МОУ СОШ №16 с.КАЗЬМИНСКОЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПО ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМ И МЕТОДОВ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

         В практике нашей школы активно используются разнообразные формы работы с семьёй и общественностью, которые расширяют сферу совместных действий по отношению к ученику, включают родительскую общественность в образовательный процесс. Продуктом такого взаимодействия является школьный музей.

         Музей образовательного учреждения интегрирован в учебно-воспитательный процесс. Музей - это своеобразное культурное пространство школы выходящее, в том числе, и за рамки учебных занятий, в котором учащиеся могут удовлетворять свои индивидуальные интересы, потребности в творчестве. Комплектация фондов музея осуществляется, в том числе, благодаря взаимодействию Совета музея и общественности, а также органов управления.

        В представленных материалах в общих чертах охарактеризована деятельность историко-краеведческого музея МОУ СОШ №16 с.Казьминское.

Управление и внешние связи музея

Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности: поисково-собирательской, фондовой, научно-исследовательской, экскурсионно-выставочной. Для осуществления данных направлений в нашем музее сложилась следующая структура управления и внешних связей. Совет музея является координирующим органом, который функционирует на основе Устава школы и Положения о музее, утвержденного Управляющим Советом школы. Вопросы, связанные с обеспечением финансирования музейной работы входят в компетенцию Попечительского Совета школы.

В своей работе Совет музея активно сотрудничает с научном обществом учащихся школы (секция краеведения), Малой академией наук, Малой академией туризма и краеведения, Туристско-краеведческим движением обучающихся РФ «Отечество», Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения, районной станцией детско-юношеского туризма и экскурсий имени В. Фёдорова, с редакцией районной газеты «Звезда Прикубанья»,  Советом ветеранов Войны и Труда с.Казьминского, районным музеем, школьными музеями Кочубеевского района, ООО «Наследие», археологическим и природным музеем-заповедником «Татарское городище», с редакцией издания «История городов и сёл Ставрополья», с Ольгинским благочинием Ставропольской и Невинномысской епархии РПЦ (в частности, с приходом Иоанно-Богословской церкви села), администрацией Казьминского сельского Совета,   и другими организациями и структурами.

Музей в образовательном пространстве школы.

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения

         Основой консолидации современного российского общества и укрепления государства являются гражданственность и  патриотизм. В системе формирования данных социально значимых качеств личности  исключительная роль принадлежит  образовательным учреждениям. Сегодня перед нами стоит задача поиска новых эффективных подходов к развитию качества образования, прежде всего через освоение и внедрение новых образовательных технологий, обеспечивающих нравственное, интеллектуальное, художественное  развитие ребенка.

 Представленная недавно на обсуждение педагогической общественности Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя  историко-культурный стандарт. Среди  приоритетов школьного курса истории  выделены такие составляющие как «многоуровневое представление истории» и «человек в истории». Курс истории должен сочетать историю регионов и локальную историю (прошлое города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками  своей социальной идентичности как граждан страны, жителей края, села, хранителей традиций рода и семьи.  Воспитанию патриотизма и гражданственности у школьников способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских подвигов многих поколений россиян, формирование бережного отношения к культурному и историческому наследию. Историко-культурный стандарт предполагает расширение в преподавании истории материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи.

Стандарт, на наш взгляд, указывает на  необходимость более широкого привлечения в образование краеведческого ресурса. Краеведение и краеведческий подход в образовании имеют особое значение. «Школьное краеведение – педагогический процесс организации деятельности учащихся, связанный с изучением ими родного края и применением приобретённых знаний на практике, в увязке с решением общеобразовательных задач» (Бабакова, 1996). Чем лучше будет поставлена в школах краеведческая работа, тем эффективнее будет работа по формированию всесторонне развитой личности. В связи с этим, возрастает роль школьных музеев в образовательном процессе. У них словно открывается «второе дыхание».

Опыт работы  на протяжении  нескольких лет по организации  школьного историко-краеведческого музея привел нас к выводу о важной роли, которую  играет в образовательном процессе технология музейной педагогики. Музейная педагогика – наука  о воспитании творчески развитой личности  в условиях музейной среды. (Б.А.Столяров, 2004)

Особенно важно, что применение средств и методов музейной педагогики в образовательном процессе как нельзя лучше вписывается в новые Федеральные образовательные стандарты (ФГОСы). Из ниже приведённой таблицы видно, насколько близкими являются требования ФГОС и принципы музейной педагогики (сост. авт). В основе ФГОС второго поколения и музейной педагогики лежит деятельностный подход к обучению.

Практика применения технологии музейной педагогики позволяет сделать вывод о формировании у обучающихся следующих ключевых компетенций:

  • Умение извлекать пользу из опыта, самостоятельно заниматься своим обучением (изучать)
  • Искать необходимую информацию,  умение работать с документами, опрашивать окружение (искать)
  • Умение организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, оценивать памятники (думать)
  • Умение сотрудничать и работать в группе (сотрудничать)
  • Умение включиться в проект, умение организовать работу (приниматься за дело)
  • Умение использовать новые коммуникационные технологии для получения информации, уметь находить новые решения (адаптироваться)

    В условиях модернизации школьного образования свершившимся фактом стало введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской  деятельности обучающихся.

   Выпускник профильной школы должен уметь участвовать в групповой и индивидуальной исследовательской работе, представлять результаты познавательной деятельности в формах исследовательского проекта.

   Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует обоснованного подхода и решения задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадровых, методических и тд.

   В МОУ СОШ №16 с.Казьминское проектная и исследовательская деятельность включена в курсы, входящие в вариативную часть учебного плана, а также в блок дополнительного образования (индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований). Помимо прочего, проектная и исследовательская работа осуществляется при проведении  выездных мероприятий в каникулярное время (краеведческие походы, экскурсии, экспедиции, конференции).

  Внедрение исследовательской деятельности учащихся в качестве инновационной технологии обучения сопряжено с определёнными условиями.

  • Во-первых, педагог должен определить – есть ли у него способные учащиеся.
  • Во-вторых, есть ли у него самого возможность помочь реализовывать их способности. Педагог должен уяснить для себя – возможен ли для него подобный род деятельности, есть ли у него необходимый  научный и педагогический  потенциал, владеет ли он сам методами научного исследования, и сможет ли он сам научить им своего ученика.
  • В-третьих, есть ли у педагога и ученика общая точка соприкосновения в какой-либо области, интересная для исследования. Темы проектов и исследовательских работ должны подбираться в соответствии с личными предпочтениями каждого обучающегося.
  • Важным является также то, что учитель, из простого носителя информации, должен превратиться  в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы и добыванию информации из разных источников.
  • Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое оснащение, кадровое обеспечение, информационные ресурсы. Всё должно быть в наличии до начала работы над проектом.

  Исследовательская деятельность проходит на уроках и во внеурочное время. Создать условия для формирования определённых исследовательских навыков на уроках позволяет система лабораторно-практических занятий (практикумов) вместо традиционной урочной формы. К примеру, на уроках истории в профильных классах, это может быть работа с многообразными историческими  и обществоведческими источниками, развитие у учащихся способностей анализа и оценки явлений, событий прошлого и настоящего.  Традиционный анализ документов, в отличие от  простого ознакомления с ними – это именно метод исследования, которое как всякое научное исследование, предполагает выдвижение гипотез, изучение текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений, степени субъективности автора.

    Но в настоящем отчёте мы остановимся на описании внеурочной проектной и исследовательской деятельности обучающихся, проводимой на базе музея.

    С 5 по 9 классы в рамках элективного курса «Основы проектной деятельности» учащиеся нашей школы знакомятся с основными навыками по работе над проектами. В профильных классах читается курс «Методология исследовательской деятельности», где происходит обучение методам, принципам, формам и способам научного исследования.

Музей также позволяет учащимся приобретать опыт исследовательской деятельности, чему способствует наличие в его фондах обширного краеведческого материала. Доступность источников, близость темы исследования позволяют включиться в исследовательскую работу большому числу школьников.

На базе музея работает одна из секций школьного научного общества – «Историческое краеведение и музейное дело». Приоритетными направлениями  работы секции являются следующие темы:  история села, история семьи, школы, Великая Отечественная война, а также археология Прикубанья. В музее и кабинете краеведения имеется обширная библиотека, насчитывающая несколько сотен изданий по региональной истории, среди которых значительную часть составляют книги по истории  Великой Отечественной войны и Битве за Кавказ.  Ребята из научно-исследовательской группы получают прекрасную  возможность для работы с научной литературой, что немаловажно  в условиях сельской местности.

Таким образом, профильную школу сегодня невозможно представить без проектной и исследовательской деятельности обучающихся, ставшей неотъемлемой частью образования.  Как было показано, заметные результаты даёт смещение акцентов на проблемно-аналитическое изучение краеведческого материала.

Научная деятельность музея

Важным моментом в организации научно-исследовательской деятельности учащихся являются научно-практические конференции, на которых они представляют результаты своих исследований.  Ежегодно краеведы принимают участие в районных, зональных и краевых предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях.   Среди таковых:  конференции Научного общества учащихся, Малой Академии Наук, Малой Академии Туризма и Краеведения, эколого-краеведческие чтения памяти В.Гниловского, туристско-краеведческие чтения памяти В.Фёдорова, «Кавказский диалог», слёты туристско-краеведческого движения «Отечество», Уже не первый год районные слёты туристско-краеведческого движения «Отечество» проводятся на базе школьного музея.

 Юные краеведы имеют возможность публиковать свои доклады в сборниках научных работ. Работы и проекты, подготовленные школьниками, включены учащимися в индивидуальные «портфели достижений», которые используются для инновационной оценки успешности образовательного процесса.

           Музей и здоровьесберегающие технологии

        Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростов  имеет исключительное значение для современной школы. Между обучением и здоровьем должна быть установлена гармоничная связь. В этой связи, перед школой остро стоят задачи создания условий для сохранения  здоровья учащихся, и, как следствие, возрастает значение не только физкультурных занятий, но и досуговой деятельности школьников как важнейшей части всей программы оздоровления.

В системе дополнительного образования нашей школы историко-краеведческий музей занимает особое место. Музей успешно решает задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности. Сохранение нравственного здоровья это одна из задач оздоровительных технологий в школе. Она обозначена и в «Концепции духовно-нравственного развития воспитания личности и гражданина России». Музей вносит весомый вклад в военно-патриотическое воспитание. Здесь школьники приобщаются к боевым и культурным традициям нашего народа, накапливают опыт нравственного поведения.

         Одним из действенных способов  сохранения здоровья учащихся является школьный туризм. В плане работы нашего музея всегда присутствуют мероприятия туристско-краеведческой направленности (организация туристских походов, краеведческих экспедиций). Общеизвестно, что туризм не просто развлечение. В нём нельзя провести чёткую разделительную линию между «делом» и «потехой». Туризм, как и всё на свете требует труда.  Туристический поход даёт школьнику радостные переживания и яркие впечатления, укрепляет здоровье, в том числе и психическое, развивает физически. В походе школьник развивает разного рода полезные умения и навыки, получает полезную информацию об окружающем мире. На базе школы и музея проводятся занятия ОДО «Туристы-краеведы». Очень тесными являются связи школы и районной станции детско-юношеского туризма и экскурсий им.В.Фёдорова.

Организация походов, экспедиций, поисковая работа

         С  2008г. в практику работы музея, вошла организация многодневных  научных экспедиций, краеведческих походов к историческим памятникам Северного Кавказа. Экспедиции проводятся в рамках реализации проекта «Древности Кавказа».

    В 2008г. краеведы посетили Кяфарское городище, расположенное на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесии, и Ильичевское городище (Отрадненский район Краснодарского края). Целью экспедиций было ознакомление с интереснейшими археологическими памятниками средневековой Алании. Перед поездкой учащиеся ознакомились с историей  Аланского государства, изучили публикации о памятниках Западной Алании. На месте был проведён мониторинг состояния археологических объектов, проведены фото- и видеофиксация.  Старшая группа актива музея практиковалась и навыкам фиксирования памятника на чертеже. Был собран большой материал для видеофильма. («Древности Кяфарского городища»).

     С 2009г. группа юных краеведов, продолжая традиции школы советских времён, принимает участие в акции «Вахта Памяти». Ребята совершают многодневный поход по местам боёв партизанского отряда «Мститель» в годы ВОВ на территории КЧР, знакомятся с археологическими памятниками расположенными в долинах рек Б.Зеленчук и Маруха, посещают археологический музей в п.Буково. По итогам похода были сняты видеофильмы «Фронт за облаками», «Вахта Памяти» и другие. 

     С 2009г.  туристы и краеведы  казьминской школы принимают участие в краевой туриаде-экспедиции по местам боевой славы «Граница».  Маршруты походов пролегают через перевалы Кавказского хребта  к Чёрному морю.

 Особое значение в исследовательской работе ребят занимает практическое знакомство с работой археологической экспедиции  ГУП «Наследие», которое на протяжении ряда лет производит раскопки на территории Кочубеевского района. Ребята получают  уникальную возможность  не только изучить методику проведения археологических исследований в полевых условиях, но и проследить весь цикл работы с  археологическими материалами в лабораторных условиях, вплоть до момента его экспонирования в ведомственном музее предприятия.

На основе археологической коллекции музея создан ряд исследовательских и образовательных проектов («Археологическое наследие Прикубанья», «Вклад краеведа С.П.Ращупкина в изучение археологических памятников Кочубеевского района», интерактивная карта «Археологические памятники Кочубеевского района», каталог «Археологические находки на территории Кочубеевского района», каталог «Археологический памятник Ивановская гора», отдельной книгой переизданы очерки краеведа С.П.Ращупкина). Итоги исследований были озвучены на районных, краевых и Всероссийских слётах движения «Отечество». Работы удостоены диплома лауреата на Всероссийских краеведческих чтениях в ноябре 2012г.

Летом 2010 года активисты музея принимали участие в работе детско-юношеской площадки «Десант в прошлое» на базе археологического и природного музея-заповедника «Татарское городище». Краеведы смогли ознакомиться с уникальным археологическим и природным памятником, совершив путешествие в реликтовый лес, в далёкую историю нашего края. Здесь был собран значительный полевой материал, который впоследствии можно использовать на уроках краеведения.

Формы экспедиционной работы применяются  также при  комплектовании фондов музея непосредственно в селе Казьминском. В 2006г. ко 130-летию церкви Иоанна Богослова с.Казьминского, и в 2007 году - ко 140-летию со дня основания самого села,  были проведены поисково-исследовательские экспедиции. В итоге, в фонды музея поступили десятки музейных предметов, среди которых старинные фотографии, иконы  и богословские книги 19 века,   священнические  облачения, фрагменты  старейшего церковного колокола, подлинные документы из приходского архива. Была проведена запись воспоминаний старожилов, касающиеся различных этапов истории села и церкви. Собранный материал лёг в основу исследовательских работ учащихся, основные положения которых были озвучены на конференциях,  в СМИ. Результатом проделанной работы стали три документальных фильма об истории сельской церкви и истории села («И свеча бы не угасла», «Знакомство с храмом», «У истока Казьмы») и учебное пособие для школьников.

В связи с подготовкой мероприятий по случаю Дня села, приуроченного к 90-летию со дня образования Казьминского сельского Совета (2008г.), Научное общество учащихся  и активисты музея провели работу по сбору материалов касающихся истории органов местного самоуправления. На одном из этапов исследования возникла необходимость  посетить Государственный архив Ставропольского края. Исследованию были подвергнуты фонды 2357 (Ревком) и  5715 (Исполком). В результате, в научный оборот были впервые введены многие документы, касающиеся становления органов  Советской власти  в селении Казьминском. Удалось составить  список глав администрации села, начиная с конца  XIX века.

60 лет назад в с.Казьминском была основана первая в нашем районе ученическая бригада.  Данное событие не могло не стать предметом исследования музейного актива. К юбилейной дате был собран и обобщён значительный материал, касающийся истории становления и развития УПБ «Мечта». Проведённая работа по комплектованию позволила  создать отдельный фонд  - «УПБ «Мечта» МОУ СОШ №16», в который вошли фотоматериалы, документы, награды, личные вещи, воспоминания участников ученического производственного движения, бригадиров и звеньевых. К районному слёту УПБ школьный информационно-издательский центр «Без названия» издал «Краткую историю ученической производственной бригады «Мечта» МОУ СОШ №16 с.Казьминского Кочубеевского района». В музее открылась юбилейная выставка, которую посетили и выпускники 1959г.- активные члены ученической бригады. В одном из залов музея состоялась их встреча с выпускниками года 2009-го. Юбиляры рассказали о своём жизненном пути, поделились воспоминаниями о школе, поведали о важности правильного выбора профессии. В школе сложилась добрая традиция посещения выпускниками нашего музея. Такие встречи становятся своеобразной связующей нитью поколений.

В канун  юбилея школы проводится работа по изучению её  140-летней истории. К настоящему времени достаточно полно изучен ранний этап становления школьного дела в селе Казьминском. С привлечением архивных материалов  (ГАСК и ГАКК) и дореволюционных печатных изданий мы смогли восстановить десятки имён преподавателей школы с 1884 по 1922 гг. Итогом работы поисково-собирательской группы стало пополнение фонда музея редкими фотографиями, учебными и наглядными пособиями 1930-1960-х гг., образцами школьной формы 1970-80-х гг. и т.д.  Планируется создание фильма о развитии системы просвещения в нашем селе. Обновлена экспозиция «Зала истории школы» (рекреация 2-го этажа).

Работа со СМИ

Особое место в работе музея занимает взаимодействие со школьными СМИ. Сегодня информационно-коммуникационные технологии  активно осваиваются и в образовательной деятельности нашей школы, и в работе школьного музея. Актив музея принял участие в создании более сорока видеофильмов. Среди них: «И свеча бы не угасла…» (посвященный истории церкви с. Казьминского), «За горизонтами тысячелетий», «Древности Средней Кубани», «Мир музея», «Культура крестьян Ставрополья и Кубани», «По Золотому кольцу России», «У истока Казьмы», «Археология Прикубанья: новые открытия», «Древности Кяфарского городища», «Казьминский сельский Совет: страницы истории».

О героической обороне перевалов Кавказа повествуют фильмы «Фронт за облаками» и «Вахта Памяти», а также фильмы,  рассказывающие о боевом пути ветеранов Великой Отечественной  - жителях села Казьминского. Созданию фильмов предшествует большая работа, связанная с записью воспоминаний, как участников  войны, так и односельчан, переживших оккупацию Ставрополья.  В 2013 году  был подготовлен фильм об оккупации села и его освобождении от фашистов. Годом ранее был снят фильм об истории создания мемориала Вечной Славы в селе Казьминском, в основу сценария которого легла исследовательская работа юного краеведа М.Болдырева. В фильм были привлечены архивные документы, материалы музея, воспоминания очевидцев и кинохроника открытия мемориала в 1975 году.

В 2011 году фильмы о туристских походах стали участником программы «Я там был» и демонстрировались на федеральном спутниковом канале «Телепутешествия».

К 65-летию Победы подготовлено несколько фильмов о героической обороне перевалов Кавказа: «Фронт за облаками» и «Вахта Памяти», а также два фильма из цикла «Солдаты Победы», рассказывающих о боевом пути ветеранов Великой Отечественной  - жителях села Казьминского. Созданию фильмов предшествовала большая работа, связанная с записью воспоминаний, как участников  войны, так и односельчан, переживших оккупацию Ставрополья.

В 2011 году фильмы «Вахта Памяти -2010», «Крокус- 2010», «Поход к Софийским озёрам» и др. стали участником программы «Я там был» и демонстрировались на федеральном спутниковом канале «Телепутешествия».

Большинство фильмов, созданных юными туристами и краеведами, являлись участниками различных конкурсов, где становились лауреатами. Так, фильмы «Вахта Памяти - 2009», «Дети и йети», «Поход к Софийским озёрам», «Граница – 2011», «Поход к морю», «Знакомство с храмом», «Вспоминают ветераны», «Помним и гордимся» стали победителями конкурса краеведческих фильмов в рамках Всероссийских краеведческих чтений и Финала Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество», проходивших в Федеральном центре детско-юношеского туризма и краеведения (г.Москва) в 2010, 2011, 2012, 2013гг.

Работа музея неоднократно освещалась в краевых СМИ («Ставропольская правда», «Родина», «АиФ», ВГТРК «Ставрополье», АТВ, СТВ и др.).

Печатные издания и  проекты музея

В 2002 году начался выпуск «Материалов по историческому краеведению». Среди таковых:  хрестоматия по истории села Казьминского, Атлас по истории Кочубеевского района, краткая история села Казьминского,  сборник  документов по истории церкви села, документы по истории коллективизации в селе Казьминском.  В этих брошюрах  отражены результаты научно-исследовательской деятельности учащихся школы. «Материалы»  могут выступать в качестве  учебного пособия при изучении истории села и района.

 В фондах историко-краеведческого музея МОУ СОШ №16 с.Казьминского собраны уникальные документы, рассказывающие о боевом пути многих наших односельчан. Более двух тысяч казьминцев ушли защищать свою Родину от немецко-фашистских захватчиков. Каждый второй наш земляк сложил свою голову на полях сражений. Ещё к 65-летию Победы начался  выпуск новой серии брошюр под общим названием «Солдаты Победы». Вниманию юных читателей представлены как воспоминания самих ветеранов, так и биографии наших земляков - участников Великой Отечественной войны, написанные их правнуками. Тем самым, мы пригласили ребят к  сотрудничеству. На просьбу рассказать всем о своих родных, боровшихся с  фашизмом, откликнулись многие школьники. Они написали о  них свои рассказы, принесли фотографии, поведали о семейных реликвиях. Так была решена одна из важных задач – сохранить память о Солдатах Победы. Идёт подготовка к выпуску номеров серии, посвящённых преподавателям казьминской школы, воевавшим на фронтах Великой Отечественной. Совместно с Советом Ветеранов с.Казьминского готовится выпуск брошюры о проживающих ныне в нашем селе участниках ВОВ.

В текущем году вышла на завершающую стадию работа над проектом «Солдаты Победы: база данных казьминцев участников в ВОВ». Итогом работы над проектом должна стать новая редакция Книги Памяти, издававшаяся в первый и последний раз в 1993 году. Тогда вышла книга И.И.Дмитренко «Казьминские зори», в которой был впервые опубликован список погибших в годы войны казьминцев. Он содержал в себе более шестисот фамилий. Но сведения о казьминцах были даны тогда по состоянию на 1974 год! В 1990–е годы над обновлением Книги Памяти работали члены Совета ветеранов войны и Труда под руководством  Камили Абдурахмановны Городецкой. Она смогла дополнить список до 1052 человек – погибших на фронтах, пропавших без вести, умерших от ран.

Базы данных имеют следующие разделы:

  1. Погибшие и пропавшие без вести.
  2. Учителя казьминской школы – участники войны.
  3.  Казьминцы - участники основных битв в ВОВ.
  4.  Награжденные орденами и медалями.
  5.  Солдаты, вернувшиеся с фронта.
  6.  Жители села, относящиеся к категории «Дети войны».
  7.  Вдовы погибших и умерших участников войны.
  8.  «Учетные карточки ветеранов войны».
  9.  Фотопортреты участников ВОВ.

Таким образом, работа над проектом – результат совместной работы школьного музея и Совета Ветеранов войны и Труда. Она способствует также и систематизации музейного фонда «Великая Отечественная Война». Базы данных «Солдаты Победы» станут доступны всем посетителям и пользователям сайта школьного музея, а также читателям школьной, сельской и районной библиотек.   

Сотрудничество школьного музея с Советом Ветеранов идёт по различным направлениям. Это поисковая, собирательская, экскурсионная работа, организация выставок, проведение встреч с ветеранами войны и труда.  Ветераны и дети войны, защитники Отечества – постоянные участники мероприятий пионерской организации школы, классных часов, уроков - мужества, концертов. Активисты музея - участники школьных акций по благоустройству мемориала. Вместе с волонтёрами школы они ухаживают за могилами ветеранов. Музей осуществляет фото- и видео-фиксацию всех мероприятий и событий в общественно-политической и культурной жизни села.

   В 2008 году стал издаваться «Вестник историко-краеведческого музея МОУ СОШ №16» - научно-популярный и информационно-методический журнал, предназначенный для детей среднего и старшего школьного возраста, преподавателей музейного дела и краеведения. Издаётся он по решению Совета музея и при непосредственном участии его актива. Вышло более 60 номеров тиражом свыше 1 тыс. экз. Архив музейного журнала доступен всем читателям и посетителям сайта музея и социальной сети ВКонтакте. В феврале 2013 года «Вестник музея» стал победителем Всероссийского конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы в помощь обучающимся, воспитанникам» в номинации «Информационно-методические материалы» в направлении «Школьные музеи».

  На этом же конкурсе, в номинации «Информационно-методические материалы» победу одержал и проект «Сайт историко-краеведческого музея МОУ СОШ №16 с.Казьминское». (http://musey16.ucoz) У музея есть и  официальная группа в социальной сети «ВКонтакте». Это даёт возможность расширить пространство музея.

На страницах школьной газеты публикуются материалы учащихся об истории села и школы. Данные материалы и издания используются  не только при проведении экскурсий в музее, но и в образовательной деятельности на уроках истории, краеведения, обществознания, литературы, МХК,  во внеклассной работе с учащимися.

       Для активизации познавательной деятельности разработаны рабочие тетради. Это позволяет преодолеть пассивность детей при осмотре экспозиции, служит формированию особого отношения к подлинному памятнику, развивает умение смотреть и видеть, а также получать и углублять свои знания в музее. Подготовка тетрадей проводилась совместно с активистами музея. Со временем, рабочие тетради стали активно использоваться на уроках краеведения.

       Также музей выпускает сувенирную продукцию (открытки, брелки, магниты, календари,  блокноты).

  Развитие общества на современном этапе объективно предполагает диалог различных культур, построенный на взаимодействии и взаимоуважении. В целях консолидации сил общества для его развития, формирования индивидуальной нравственной культуры, ознакомления с духовными ценностями народа было принято решение об обновлении предметных областей Государственного стандарта начального общего образования  и введении новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

  В 2007 году, впервые в Кочубеевском районе, между школой и церковью был заключён договор о социальном партнёрстве. Он предусматривает взаимодействие сторон в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, учитывая светский характер образования в государственных и муниципальных школах. В рамках договора о партнёрстве предусматривается организация и проведение конференций,  книжных выставок, внеклассных мероприятий, экскурсионных поездок, издательская деятельность. 

Школьные музеи позволяют эффективно решать задачи формирования личности, обладающей исторической и духовной памятью.

Работа в школьном музее  неразрывно связана с краеведческой и поисково-исследовательской деятельностью, имеющую социальную направленность. Организация экспедиций,  знакомство с историческими документами,  работа в библиотеках, переписка, общение с людьми – всё это приводит к повышению образовательного уровня ученика, способствует реализации его личностного потенциала, развитию способности самостоятельно приобретать новые знания и умения. Все эти качества характеризуются своей направленностью на достижение современных целей образования. 

Котов Сергей Николаевич,  руководитель историко-краеведческого музея  МОУ  СОШ  №16 с.Казьминское Кочубеевского района, учитель истории и краеведения

При использовании материала ссылка на автора и ресурс обязательна!


© Котов С.Н., Асланов Х.А., 2024