С. П. РАЩУПКИН
Великое
переселение
Цветущий край • Роковая весна • Гончары с Ивановской горы
• Обугленное тесто • Здесь прошли
гунны
В прошлый раз
речь шла о том, что на рубеже эр по среднему течению Кубани, в том числе и в
нашем междуречье, сложилась своеобразная Прикубанская культура, включившая в
себя опыт разных племен.
Раскопки
культурных слоев первых веков новой эры подтверждают, что население
Кубано-Зеленчукского междуречья было смешанным. Об этом говорят как материалы,
собранные в самих древних поселениях, так и могильники. Погребальный обряд —
важнейшая характеристика древних племен и народов. А у нас в описываемый период
захоронения, практически одновременные, самые разные — от катакомб и подбоев до
ям, склепов и каменных ящиков.
Плотность
населения была таковой, что некоторые городища достигали огромных (по тем
временам) размеров. Например, городище Смертная Балка тянулось по левому берегу
Малого Зеленчука почти на пять километров.
Роковой для
наших мест стала весна 378 года. На внезапность нападения сильного и жестокого
врага указывают многие факторы.
На городище
Ивановская гора мною была вскрыта гончарная мастерская. У турлучной стены на
сложенном из гальки и обмазанном глиной поддоне стояли два горшочка и
обугленная деревянная миска. В одном из горшочков находилась глина, не
использованная гончаром и обожженная при пожаре. Рядом с мастерской была
гончарная печь, в которой стояли раздавленные горшки. В расположенном в десяти
метрах от мастерской жилище возле очага найдено несколько сосудов; на глинобитном
полу валялась бронзовая заколка; в нише, обложенной камнями, — кости крупного
животного.
Эту картину
дополняют и другие находки: бронзовая застежка-фибула с остатками ткани,
найденная при зачистке хозяйственной ямы на поселении у хутора Веселый;
обуглившееся сверху и потому сохранившееся тесто, которое вылилось на очаг из
опрокинутого горшка в одном из жилищ городища у хутора Евсеевский, и т.д.
Здесь прошли
гунны. Столетиями зрела их сила. Тюркоязычные племена хунну, воевавшие со
Срединной империей, отмечены в китайских исторических источниках еще в IV в. до
н.э. Как могущественный кочевой народ сложились они во II–IV вв. н.э. в
Приуралье, вобрав в себя местных угров и ираноязычных сарматов. В Европу
вторглись уже не хунну, а гунны. И дали толчок Великому переселению народов.
Год их
вторжения на Северный Кавказ можно отыскать в исторических источниках. Но
почему именно весной 378 года? В общем-то и так понятно: по весне оживала степь
— кормилица кочевых орд. Однако косвенное доказательство этому я обнаружил,
обследуя зерновые ямы на поселениях у х. Веселый и аула Эрсакон: заполнены они
были зерном менее чем на треть, т.е. это были остатки прошлогоднего урожая.
После
гуннского нашествия цветущий край превратился в пустыню. На большинстве городищ
и поселений жизнь прекратилась навсегда. Часть местных жителей была перебита,
часть ушла в горы, а часть увлечена гуннами на запад.
Но осталась
живородящая земля. И долго ей пустовать не пришлось.
Газета «Невинномысский
рабочий», 25 июля 1998 года