«  Апрель 2024  »

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
            МОУ СОШ №16 с.КАЗЬМИНСКОЕ
Главная | Мой профиль | Выход | Вход

Перевал Иркиз и Софийские озёра (2014)

ПОХОД К ВЕРХНИМ СОФИЙСКИМ ОЗЁРАМ (2014)

В этом году ребята нашей школы добирались в горы двумя рейсами автобуса. Основную часть снаряжения и продовольствия (как потом выяснилось, на год автономного существования) мы загрузили в броневичок и отправили отдельно. За это спасибо Роману Коломойцеву. Тридцать детей, четыре руководителя и маленькая, вечно  трясущаяся и гавкающая собачонка в комбинезоне с опушкой - это наша дружная компания на целую неделю. Целый год мы старались хорошо учиться и ещё зимой попали в очередь желающих отдохнуть в «Крокусе». Ажиотаж не утихал всё второе полугодие. Кто-то вылетал из очереди за неуспеваемость и нерасторопность, кто-то ломал ноги, у кого-то случались другие веские причины. Очередь всё росла, состав менялся. Но мест не прибавлялось. В общем, с приходом лета, группы определились. Многие в лагере отдыхают не первый год. Мы были пиратами, папуасами. Теперь, вот одичали совсем. В этом сезоне мы окунулись в бронзовый век.

"Бронзовый век" - тема лагерной смены. По принадлежности к культурам бронзового века нас разделили на три племени. Племя  "Знахарей" представляло дольменную культуру, поклонялось солнцу и строило дольмены. "Кочевники" мигрировали где только возможно, рыли катакомбы и лепили курильницы. "КУRGANОШАДы" мнили себя самыми продвинутыми майкопцами. Они носили украшения из блестящих металлов, занимались земледелием, а потому ели белые булки на завтрак, установили жёсткую социальную структуру. Как признак  расслоения общества - у многих были раскладные стульчики и кресла. Знать вальяжно восседала на них и с неохотою ходила на племенные сборы по утрам, так как рядовые общинники делали в это время зарядку. Для справки – название команды, в которой я была племенной вождихой, составлено от «курган Ошад», с раскопок которого в конце 19 века и началось  изучение майкопской культуры.

Вожатые проводили различные игры и конкурсы. Так, мы должны были придумать три обряда, которые проводили люди в бронзовом веке. Мы инсценировали древний обряд прыгания молодёжи через курганы в ночь на Ивана-раскополога. В один из дней  мы отправились на экскурсию к разрушенному, во время строительства дороги на курорт, аланскому могильнику. Ознакомились с городищем на берегу реки Архыз, также разрушенному дорогой. Правда, там сохранились отдельные фрагменты оборонительного вала.

Самой увлекательной нам показалась  игра  "Ночь в музее". Хранитель музея задавал вопросы, связанные с историей, археологией и краеведением, рассказывал о памятниках материальной культуры.
       Особенность отдыха в «Крокусе» - туристические походы. В этом году, помимо традиционного однодневного похода на водопад реки Белой, ребята побывали у водопада в ущелье Ак-Айры, а также отправились в многодневный поход к Верхним Софийским озерам. Об этом походе я бы и хотела рассказать подробнее.

В 2010 году группа туристов нашей школы уже однажды побывала там. Но этот поход обещал новые впечатления. Во-первых никто из нынешних учащихся ещё там не был. Во-вторых, в июне на Софийском хребте еще лежит много снега, а озера должны были быть покрыты льдом.

Поход 2010 года состоялся в середине лета и озёра уже освободились ото льда. В группе было 12 человек (целая дюжина). Среди них 8 казьминских школьников: я – Панченко Лиза, мой брат – Панченко Никита, Альбина Литвиненко, Коваль Катя, Бондаренко Павел, Денисюк Саша, Щетинкин Женя, Юра Сюров. Двое ребят из Ставрополя – Александр и Арсений. Два руководителя – Юлия Николаевна Смирнова и Сергей Николаевич Котов. В Казьминском в многодневный поход собиралось большинство ребят. Но прогулка на р.Белую выбила из наших рядов значительную часть общества. Причина банальна – натёрли пятки, и далее по нисходящей – болит рука, болит колено, гороскоп не тот, колёса спустили. Те кто пошёл - нисколько не пожалел и локти потом не кусал.Первый участок маршрута шёл по грунтовой дороге в сторону Софийского ледника, от которого через скальный порог обрушиваются водопады. Вершина горы София (3640м) – вторая по высоте в Архызе. В прошлом году я с ребятами уже была у её подножия в районе ледника Ак-Айры. Долина реки София одна из самых популярных достопримечательностей среди отдыхающих. Многие отправляются к водопадам на вездеходах. Мимо нас часто мелькали авто с довольными лицами граждан. Ну а мы все под рюкзачками. Так по-нашему!

Слева от нас хребет Чагетчат. Не доходя до стыка Чагетчата с горой Софией перевал – Софийское Седло. Справа от нас – Софийский хребет. Он несёт высокие снежные и скальные пики Кёль-Баши, Караджаш, Надежда. В склоны хребта, которые обращены к долине р.Софии врезаны глубокие ущелья. Ещё в начале пути, Юлия Николаевна показала и назвала нам их: Орлёнок, Гаммешчат, Кашха-Эчкичат, Ак-Айры. Ущелья крутыми уступами поднимаются к скалистым циркам. Именно там, среди снегов и скал - высокогорные озёра.

По бревну мы переходим р.София и останавливаемся у устья ручья, стекающего с хребта. Вдоль него мы и пойдём наверх. А пока огуречный перекус. Тропа идёт вверх по ручью вдоль крутого склона. Несколько часов мы уже в пути. Дело к полудню. Припекает. Выходим из зоны леса. Надо идти по луговым склонам. Пробираемся  по субальпийскому высокотравью. Встречается крапива и это запоминается многим. Вскоре тропа переходит в более пологую каменистую долину. По склону сползает вниз россыпь каменных глыб. Поворачиваем голову назад – впечатляющая панорама Софийского ущелья встаёт перед нами.

Солнце в зените. Спрятаться некуда. Идём. Спасением кажется криволесье. Скрюченные березы буквально ползут по скалам. С нашими рюкзаками приходится совершать порою чудеса акробатики среди этих зарослей. Но, зато в тени! Вновь каменное море. Камни вносят разнообразие в процесс передвижения. Перейдя осыпи, мы по тропе идём теперь крутым склоном под скалами. Кругом заросли рододендрона. Уж виден цирк. Ещё рывок и внезапно показывается зеленоватое озеро с извилистыми берегами - Айматлы-Джагалы-Кёль. Так оно и переводится с карачаевского языка. Мы на высоте 2396 метров над уровнем моря.

Разбиваем лагерь. Здесь будем ночевать. Готовим чай. Лимон оказался в тему. Подъём забрал много сил. Сказалось то, что на Вахту Памяти в этом году не попали. Расходиться было негде. Руководители приняли решение, что к Верхним озёрам отправимся уже завтра. Пока разбивали лагерь, сверху возвращалась большая группа школьников налегке.

Жара невыносима. Тень только в палатке или под тентом. В солнечные дни мелкая вода озера,  согласно путеводителю, прогревается на отмели в северо-западной бухте до 18 градусов. В этот день, очевидно, не случилось. Парни сделали первую попытку окунуться в воду. Бодрит. Но, озеро манило своей прохладой. Рядом снег, спускающийся прямо в воду. Никиту и Женю на снег так и тянуло. Спустившие туристы также организовали пляж.

Озеро образовалось в результате деятельности ледника, который когда-то находился здесь. Россыпи огромных камней и «вылизанные» скалы, окружающие озеро, свидетельствуют об этом. Ледник сдвинул массу камней при движении и, растаяв, оставил после себя  одно из самых часто посещаемых туристами озёр. На озере два островка. На много метров от берега оно имеет небольшую глубину. В него впадает мощный ручей. Поток идёт со стороны Верхних озёр. Питает озеро и снежник, который сохраняется и летом. Вода из озера пробирается где-то под камнями и срывается вниз потоком, впадая в реку София.

Со стороны тропы, по которой мы поднялись сюда, имеется пологий склон и небольшое пространство для бивуака. Здесь мы и отдыхаем. Мальчики всё же искупались, потом постирались и устроили просушку белья. Вещи довольно быстро высохли.

Запоминающейся была ситуация с размещением в палатки. Дело в том, что уже при их установке выяснилось, что одну палатку не взяли! Вчера походные палатки проверили, устанавливали, собрали вещи. Но Паша Бондаренко одну палатку после проверки отнёс в штаб. Так она и осталась в лагере. И началось…  Перебрали все варианты заселения, затратили на это пол часа. В итоге все чудесно разместились (как на то указали руководители). Ночь была тёплой.

Встали все рано. Проснулись сразу все, хотя первыми должны были вставать дежурные. На завтрак рисовая каша в фасованных пакетиках. Кто с тушенкой, кто со сгущёнкой. Собрали вещи в рюкзаки. Поместили их в палатки и налегке отправились наверх.

Склон крутой. Тропа хорошо заметна и на скальных участках затурена. Фотографируемся на каждом привале.

На тропе то и дело встречаются снежники. На одном участке пришлось переходить его со страховочной верёвкой. Слишком велик был угол наклона.  На подъём к озерам мы затратили чуть более 1,5 часа.

Озёра Кашха-Эчкичат – это основная и самая красивая группа Софийских озёр. Они расположены ступенчато одно над другим.  Первое озеро невелико и расположилось недалеко от края некогда отглаженной льдами площадки.  В его глади отражается массив скал, окаймляющий цирк, и небо. Над всем доминировал купол вершины Кёль-Баши. На второй день похода нам очень повезло с погодой. Уже не было жары. Поползли белые облака. Они периодически создавали тень, и в то же время, делали картинку на фото ошеломляющей.

Мы обогнули озеро по тропе справа, и пошли на гребень, за которым скрывалось, как потом выяснилось самое красивое из озёр – Среднее. Оно на половину покрыто льдом, спускающимся с двух сторон на водную гладь с подножия Кёль-Баши. Оно было безумно голубым. Снег окружал его берега. Парни ринулись в снега. Фотосессия. Мы на высоте 2830м. Затем мы отправились ещё выше  - к перевалу Иркиз.

Подход к перевалу занимает минут 20. С перевала (2850м.) открывается самый потрясающий вид на озёра. В пустынном цирке, озёра, точно огромные самоцветы. Их видно сразу три. Цвет озер менялся по мере подъёма. Теперь они лазурно-голубые. Ослепительная красота. Увиденное – словно щедрое вознаграждение за трудность подъёма. Мы ощутили небывалый прилив сил. Хотелось кричать: «Ну, где же они, с натёртыми пятками?!!!».

С седловины перевала видны Кавказские горы во всей красе. Видны София с её ледниками, перевал Софийское седло, а за ним ущелья Кизгыча, Маруха и Аксаута и хребты Ужум, Мыстыбаши, Тебердинский. На первом плане - ущелье Ак-Айры и место, где в прошлом году стоял наш лагерь («Спартанские ночёвки») в который пришли кавказские туры. Кругом только скалы, снег, озера и тишина высокогорной пустыни.

В этот же день мы отправились в обратный путь. Спустившись к лагерю у озера Айматлы, собрали палатки. Уже внизу, у реки София, приготовили обед. Отдохнули и, полные сил, направились в «Крокус».

В этом походе мы научились верить в себя и, несмотря ни на что, идти к намеченной цели. В лагере нас уже ждала банька. Постарались наши мальчишки.

В этот же день, точнее ночь, мы играли в квест, в котором оказались победителями. Эта была наша последняя ночь в лагере "Крокус". Каникулы в горах запомним надолго. Особую благодарность мы хотели бы выразить нашим руководителям: прекрасной Карине Евгеньевне, чуткой Елене Валентиновне, доброй Татьяне Владимировне и находчивому СНК.

Панченко Елизавета, 8 класс

При подготовке статьи использовались материалы книг:  Бондарев Н., Вегенер Л., Савельева В. Архыз. Путеводитель. Ставрополь, 1972; Арсенин В., Бондарев Н., Сергиевский Э. Горные путешествия по Западному Кавказу. М., 1976.

При использовании материалов, ссылка на ресурс обязательна!