С. П. РАЩУПКИН
Переплав культур
Первая борозда
• Таран — тяжелая конница • Гончарный круг
• Купцы из
Эллады • Рождение новой культуры
Ели сегодня мы
говорим об этническом разнообразии, о многонациональном Ставрополье, то нелишне
помнить об исторических традициях этого многообразия, корнями уходящих в седую
древность. Во все времена — и в тревожные, и в спокойные — края наши были
притягательные для всех «языков» и народов. Война опустошала землю, мир
возрождал ее. Не были исключением и последние тысячи лет до н.э.
Путями,
издревле проторенными кочующими скотоводами, приходили в Кубано-Зеленчукское
междуречье с юга и запада племена, обогатившие себя связями с Востоком и
античным Средиземноморьем; с севера и востока вторгались кочевники — новые
хозяева евразийских степей.
В предыдущем
рассказе о скифах вскользь была упомянута кобанская культура (название дано по
могильнику в районе аула Верхний Кобан Северной Осетии). Памятники раннего
периода этой культуры на Южном Ставрополье датируются XII–X вв. до н.э. Но нам
кавкасиоты-кобанцы интересны тем, что, по археологическим данным, они в VIII
веке до н.э. основали в Кубано-Зеленчукском междуречье первые поселения.
Скотоводы и земледельцы, именно они провели в наших степях первую борозду.
Искусные мастера, кобанцы с любовью изготавливали любую хозяйственную вещь,
будь это круглое керамическое пряслице с отверстием посередине для насадки
веретена при прядении или глиняная мисочка с отогнутым наружу краем и сложным
геометрическим орнаментом. Почти одновременно с кобанцами появились и скифы. Мы
не можем ничего сказать, пользуясь современной терминологией, о межэтнических
конфликтах. Зато можем сказать другое: кобанские поселения скифского периода,
известные нам, не имели укреплений, а в памятниках кобанской культуры встречаются
предметы скифского происхождения. Так, на городище Гора Ивановская были найдены
бронзовые втульчатые наконечники стрел и обломок трехдырчатого псалия
(трензеля) скифского типа. Такие же стрелы были взяты на могильнике у поселений
Воротники-II и Воронежское. В то же время на скифских курганах и в захоронениях
имеются сосуды и фрагменты керамики явно кобанского происхождения.
Во второй
половине V–IV вв. до н.э. ситуация в Прикубанье изменилась. Сюда вторгся мощный
союз племен, известных истории как сарматы. Родственные скифам, они
превосходили их в вооружении и тактике боя. В отличие от подвижных скифских
отрядов, изматывающих противника, сарматы сочетали сковывающий охват мобильными
группами с мощным тараном тяжелой конницы.
Тяжеловооруженный
сарматский воин имел шлем и пластинчатый панцирь, а конь также был защищен
броней. Конник был вооружен длинным (от 3,5 до 5 м) копьем с широким железным
жалом, длинным (до 1 м) железным мечом, луком и колчаном со стрелами,
трехлопастные наконечники которых легко пробивали бронзовый скифский доспех.
Античные
авторы с удивлением отмечали особое положение сарматских женщин, воевавших
наравне с мужчинами. Более того, девушка не могла выйти замуж, пока не убивала
определенное количество врагов.
Скифское
могущество пало окончательно. Скифы уходят в Крым и Причерноморье. А кобанские
поселения опустели. Часть жителей погибла, защищая свой очаг, оставшиеся ушли в
горы.
На
освободившиеся земли пришли новые поселенцы с Нижнего Дона, Приазовья, Нижней
Кубани, предгорий Западного Кавказа — меоты (Меотида в античном мире — Азовское
море). В IV–III вв. до н.э. они уже прочно закрепились в Кубано-Зеленчукском
междуречье, Вот тогда-то и появились города-крепости со сложной системой
укреплений, такие, как Адиль-Халк, Смертная Балка, Эркен-Юрт, Евсеевское, Гора
Ивановская, Иванчи, Воротники I и II, Рождественское, Голицыно, Новокувинский I
и II и др.
Меоты
занимались хлебопашеством, охотой, рыболовством, разводили скот, резали кость,
делали прекрасные изделия из металла. Меотские мечи высоко ценились в
сарматском мире.
Но особенно
высоким качеством отличались керамические изделия. Дело в том, что меоты
первыми на Северном Кавказе применили гончарный круг. Их изделия — это богато
орнаментированные кувшины и миски, горшки, кружки, двуручные кубки-канфары.
Ручки часто делались в виде животных или витые.
Соседствуя,
меотские и сарматские культуры влияли друг на друга. Во второй половине IV века
до н.э. часть кочевников-сарматов стала оседать на земле. Начался процесс
сарматизации населения.
К рубежу нашей
эры в быт местного населения прочно вышли сарматские миски с загнутым внутрь
краем, железные трехлопастные наконечники стрел, оселки, пряслица сарматского
типа и т.д. В наших краях находилось много городищ и поселений описываемого
времени, пока известны 20, а сколько еще не открыто!
По всей
территории Кубано-Зеленчукского междуречья разбросаны сарматские древности. Это
прежде всего подкурганные захоронения, среди которых следует отметить
погребения на Ивановской горе, у села Кочубеевского, у х. Новозеленчукский.
Особо интересные коллективные захоронения в склепах у с. Новая Деревня и у х.
Раздольный (Чекистов).
Разнообразен
погребальный инвентарь: кинжалы, ножички, оселки с просверленным отверстием,
пряслица, костяные игольники, шилья, бронзовые фибулы-застежки,
браслеты-змейки, нашивные бляшки, наконечники стрел, стеклянные, пастовые,
сердоликовые, гагатовые и коралловые бусы. Среди случайных находок — длинный
широкий железный меч из разрушенного кургана у совхоза «Правокубанский»,
бронзовая фибула на кургане в районе объединения «Азот» и т.д.
Еще одно
наблюдение. К началу описываемого периода, т.е. к V в. до н.э., отмечается
появление в Кубано-Зеленчукском междуречье греческих купцов. Надо сказать, что
в то время не только Кубань и Большой Зеленчук, но и Усть-Невинка и Барсучки
были проходимыми для греческих судов. Античные купцы свободно поднимались от
устья Кубани вглубь предкавказских степей и отсюда проникали со своими товарами
в районы нынешних Кавминвод, Карачаево-Черкесии и Дагестана.
Именно к этому
периоду можно отнести находки синих бус с белыми «глазками», многочисленных
обломков амфор, в которых перевозилось вино и масло, фрагментов чернолаковой
посуды. Со временем торговля значительно оживилась. Находки античной керамики,
бус и наборов украшений в меотских захоронениях, на поселениях и городищах
приобретают массовый характер. Известны находки фрагментов древних стеклянных
сосудов, изготовленных в Элладе, Египте и Малой Азии.
Постепенно в
последних веках I тысячелетия до н.э. в Среднем Прикубанье, в том числе и в
Кубано-Зеленчукском междуречье, образовалась культура, стоявшая особняком среди
древних культур Северного Кавказа. Замечательный ученый, кавказовед, археолог
Е. И. Крупнов назвал ее Прикубанской.
Племена и
народы, приходившие сюда, сталкивались, воевали, мирились и, в конце концов,
создали свою, неповторимую культуру, единственную на Северном Кавказе.
Газета «Невинномысский рабочий», 18 июля 1998 года