Мкртчян
Марианна, выпускница МОУ СОШ №16
С.Н.Котов,
учитель истории МОУ СОШ №16,
рук.
историко-краеведческого музея
Община молокан села Казьминского: страницы
истории (XIX– начало XX вв.)
Молоканские общины, появившиеся на Кавказе в начале
XIX в. представляют собой уникальное явление. Вследствие своей замкнутости они
сохранили своеобразный образ жизни, культуру, изучение которой представляет
интерес. В течение всей своей истории
молокане постоянно переселялись. В
результате всех этих переселений, они
приобрели огромный опыт приспособления к новым природным, этническим,
правовым условиям, сохраняя при этом свою самобытность. В начале XXI столетия
Прикубанье стало одним из центров духовных христиан - молокан (далее - ДХМ) современной России. В с. Кочубеевском
возведён один из крупнейших молитвенных домов на юге страны. В 1997 году
здесь прошел представительный форум Союза ДХМ. Здесь же проживает и
старший пресвитер Союза – Тимофей
Щетинкин. Такие конгрессы стали проводиться регулярно. Обращение к данной теме обусловлено тем обстоятельством, что современная история
молокан в селе насчитывает чуть более двух десятков лет. В конце 1980-х годов в Казьминское из
Закавказья переселилась большая партия молокан и баптистов. Однако, из опросов,
проведённых мной, становится очевидным, что нынешние молокане почти ничего не
знают о существовании общин единоверцев в нашем селе в дореволюционный период.
А ведь, согласно документам, молокане впервые были зафиксированы в Казьминской
волости в 1888 году.
В статье использовались
различные виды источников. Среди них: архивные
документы, периодическая печать, продолжающиеся издания, статистические материалы, полевой материал, научные статьи, монографии и т.д. В
качестве источника использованы и материалы молоканской печати. В настоящее
время издаются журналы, где содержится информация о современном состоянии некоторых молоканских
общин. Это журналы «Весть», «Млечный путь» и т.д.
Секта
молокан возникла в конце 60-х годов XVIII века в центральной России в крестьянской среде и вскоре приобрела
последователей в кругах мещанства и купечества. Основателем секты был
деревенский портной из Тамбовской губернии Семён Матвеевич Уклеин. Специалист
по истории сектантства В.Д. Бонч-Бруевич отмечал: «Распространение молокан в
первой половине XIXв. Было огромно. Они не только заселили Ставропольскую
губернию, не только жили в Крыму, но также жили целыми поселениями в Тамбовской, Воронежской, Самарской,
Саратовской и Астраханской губерниях, переселились в большом количестве в
Сибирь, Закавказье, Среднюю Азию...».
Правительство Николая I предприняло все меры для
выселения сектантов подальше от центра страны. Первоначально в Новороссию, а
затем в Закавказье. Как отмечает А.И. Клибанов, царизм, после не увенчавшихся
успехом попыток репрессивными мерами покончить с духоборством, в начале XIX
века пытался локализовать его. Основной контингент духоборов из Воронежской,
Тамбовской, Екатеринославской, Харьковской губернии переселился в Мариупольский
уезд Новороссийской губернии.
«Начало законодательно
оформленному водворению русских переселенцев на территории Закавказья было
положено в 1830г.: 20 октября последовало первое правительственное распоряжение о переселении
раскольников и сектантов в так называемые Закавказские провинции. С утверждением
этого указа прекращалось переселение их в Новороссийский край, до этого времени
служащий на юге России основным местом ссылки раскольников и сектантов», - отмечается в работе историка
Д.И.Исмаил-Заде.
В Ставропольском государственном архиве огромное
число документов, рассказывающих об этом. Большие партии сектантов переправляли
этапом через Ставрополье и Кубань в
Закавказские губернии. Вот фрагмент переписки с кавказским гражданским
губернатором: «21 июня 1841г. Секретно…
Новороссийский и Бессарабский губернатор уведомляет, что из Мелитопольского
уезда Таврической губернии выступает 1-я партия духоборцев, назначенных,
вследствие Высочайшего Его императорского величества повеления к переселению за
Кавказ в Ахалцихский уезд. Партия состоит из 71 семейства и к концу сего месяца
будет вне пределов Новороссийского края».
Необходимо
отметить, что на Кавказ издавна бежали от преследования властей представители
различных религиозных течений. Вспомним казаков-некрасовцев, ушедших от
царя, после поражения восстания Кондратия Булавина в начале XVIII века.
К началу XIX века у
молокан выделилась богатая верхушка, произошло имущественное расслоение,
повлекшее за собой, - как отметил
исследователь А.В.Крюков,- идеологический раскол. Ортодоксальное
большинство получило название «постоянные
молокане». Тогда же возникает т.н. «донской
толк»; к 30-40 годам XIX в. Относится появление толков «общих» и «прыгунов». В пореформенный период молоканство начинает в своих
идеологических установках сближаться с баптизмом, результатом чего стал переход многих молокан в это вероучение.
Применительно
к Кубани, первое упоминание о молоканах относится к 1836 году. Тогда в окрестностях Анапы были обнаружены 236 душ
обоего пола последователей молоканства и субботничества, которые желали быть
причисленными к «закубанским поселянам».
Все они были отправлены властями на
поселение в Закавказье. Активное проникновение молокан на Кубань
началось во второй половине XIX века. Однако, следует отметить,
что оно не получило столь широкого распространения, как субботничество и
хлыстовство. Число молокан в Кубанской
области к концу XIX века не превышало 1 тыс.
человек.
Секта
молокан стабильно присутствует на Кубани с
1864г., когда её приверженцы появляются в станице Хадыженской. Скорее всего,
это были переселенцы из Таврической губернии. Именно туда в 60-е гг. XIX века, в
числе 10 семейств переселились братья Дий
и Гавриил Мазаевы, известные
миллионеры-молокане. До начала 1880-х годов
эти сектанты придерживались своего
изначального вероучения, однако потом, в силу, пока неизвестных причин,
перешли в баптизм. Но, помимо этого, они обосновались также и в Прикубанье. До
конца 70-х годов 19 века число сектантов в населённых пунктах Прикубанья было
незначительным. К примеру, на 1872г. во всём Баталпашинском уезде сектантов насчитывалось 597 душ обоего пола.
В 1877г. благочинный 10 округа отмечал: «Раскольников
в моём благочинии не много; в станице
Урупской молокане муж. пола -60 человек, жен. – 55; в станице Безскорбной,
Попутной и Отрадной – хлысты, тоже в небольшом количестве, не более 10». К
началу 20 века ситуация изменилась. В станице Урупской и селе Казьминском
насчитывалось 546 сектантов. В Казьминском в 1900г проживали 34 души муж. пола
и 46 душ жен., приверженцев молоканства. Тогда же в станице Отрадной проживали
баптисты, молокане, штундисты (103 чел.) В хлыстовстве подозревался 31 человек.
Десятое благочиние Кубанской области в епархиальных документах значилось как «боевое в сектантском отношении» и требующее «особенно бдительного миссионерского надзора, в особенности село
Казьминское – гнездо сектантства».
Согласно «Сведениям о состоянии миссии в
Ставропольской епархии за 1907 год» (Ставрополь,
1908 - с.62) из всех сёл и станиц 10 благочиннического округа Кубанской
области только в Казьминском проживали молокане и адвентисты. Так, когда же
появились сектанты в селе Казьминском? Утвердительно дать ответ на этот вопрос
сложно. Но имеются некоторые документы, позволяющие условно считать 1888 год
временем первого упоминания о молоканах и баптистах в селе. Приведём выдержку
из труда священника Н.Т.Михайлова: «…Из
событий в церковно-религиозной жизни села должно отметить появление в 1888 году
сектантства. Появление и развитие сектантского движения объясняется соседством
Тамбовского молоканского хутора (в 1 версте), и немецкой колонии
Великокняжеской, населённой баптистами, меннонитами, штундистами и адвентистами».
В делах Ставропольского епархиального миссионерского Совета есть отчёт о
состоянии сектантства в Казьминском к
1900 году. Согласно отчёта в Казьминском проживали баптисты, молокане и
субботники. «Секты существуют более 11
лет. Основателями их были колонисты немцы и владельцы земельных участков, и
арендаторы, пришлые все». Руководителем молокан назван землевладелец
Макеев, а «ревностным членом» общины - Евфим
Трофимович Панков.
Настоятель
казьминской церкви Дмитрий Польский
писал в своём отчёте в 1900: «Вера и
нравоучение сектантов общее согласно вероучению всех баптистов и молокан,
живущих на Кавказе. Собрания бывают в селе и на хуторах в месте
жительства их, где они поют псалмы, стихи, читают Св.Писание и толкуют
его по своему смыслу». Действительно,
по сведениям исследователей сектантские селения представляли собой обособленные
поселения. Так, например, по данным Казьминского волостного правления в начале
ХХ века в волости, помимо «экономий» овцеводов - молокан Макеевых и Мазаевых
насчитывалось несколько молоканских хуторов. Среди них: Сирафимовича,
Тамбовский, Кучерявский, Ивановский.
Отношение
коренных жителей Казьминского к молоканам было, по меньшей мере, настороженным.
Во-первых, большинство крестьян были православными. Поэтому, к ним, как к любой
другой секте относились отрицательно.
Во-вторых, большая часть молокан относилась к категории поздних переселенцев –
иногородних. Таковых коренные жители также недолюбливали В-третьих, замкнутость молоканской общины, так же как и
в настоящее время, порождает всякие слухи и домыслы. Ну и,
в-четвёртых, молокане были весьма
успешными предпринимателями в регионе. В условиях развития капитализма, когда
усиливалось социальное неравенство, и разрушалась крестьянская община, это
очень сильно влияло на отношения между общинниками и сектантами. Последнее обстоятельство
побудило нас обратиться к вопросу о вкладе молокан в экономику Прикубанья.
Молокане
внесли огромный вклад в развитие экономики
Северного Кавказа. На новые земли они перенесли опыт ведения хозяйства,
что позволило им, за довольно короткий промежуток времени, достигнуть больших
результатов в сельскохозяйственном производстве.
Первоначально,
молокане проживали в Северном Причерноморье в пределах Таврической губернии.
Бескрайние степи юга России приобрели свое хозяйственное значение еще в начале
XIX века. Этот регион стал центром тонкорунного овцеводства. Самыми известными
овцеводами на юге страны были молокане. Широкую известность из них приобрели
братья Мазаевы, Николенко и многие другие. Мазаевы составили целую династию овцеводов и вывели редчайшую
породу «мазаевских» овец, ставшую
основой для советских мериносов. К концу 60-х годов XIX века в причерноморских
губерниях насчитывалось свыше 7 миллионов мериносовых овец, т.е. более половины
их общего количества в стране. Но после отмены крепостного права в 1861 году,
началась крестьянская колонизация окраин страны. Возрос спрос на землю, ее цена
резко возросла. В Таврической и других губерниях овцеводство стало вытесняться
земледелием. Центры степного животноводства стали перемещаться на территорию
Предкавказья, где цены на землю все еще оставались низкими. Первыми скупщиками
земли на Ставрополье и Кубани были овцеводы из упомянутой Таврической губернии.
Они получили на Северном Кавказе общее название - «тавричане». На новых землях они создали громадные экономии –
капиталистические хозяйства и многочисленные хутора. Своими отарами мериносовых
овец, «тавричане», по свидетельству современников, заняли «почти все громадное пространство от Азовского до Каспийского морей».
Первыми из
«тавричан» появившимися в степях Предкавказья с отарами тонкорунных овец, были
молокане из Мелитопольского и
Бердянского уездов Таврической губернии. Среди них упомянутые нами Мазаевы, Николенко, Петрики. Для нас
вызывает интерес история братьев Мазаевых. Основателями северокавказского
тонкорунного овцеводства были Петр Диевич
и Гаврил Диевич Мазаевы. Их сыновья в
Кубанской области в 80-х годах арендовали
около 43 тыс. десятин войсковой земли и имели около 10 тыс. купленной.
Самые крупные овцеводческие хозяйства располагались на пространстве между реками Кубань и Лаба,
где находилось значительное количество крупных участков пожалованных земель,
т.е. на севере Баталпашинского отдела Кубанской области. В 1886 году у молокан станицы
Отрадной насчитывалось 82000 тонкорунных овец. Нам удалось найти
сведения за 1906 год о крупных
землевладельцах отдела, имеющих право участвовать в выборах в Государственную
Думу. Среди них фамилии молокан. Экономии молокан зачастую граничили с общинными
землями крестьян села Казьминского. На территории Казьминской волости имелось
несколько молоканских хуторов. Один из них, так и назывался – Молоканский, и
располагался в 2 верстах от села.
В экономии
Тимофея Мазаева, расположенной на земле станицы Отрадной, работало 150 человек
постоянных рабочих, а летом в покос – более 1500. Мазаева рабочие недолюбливали за неплатеж денег, за
побои за удержание паспортов. Эксплуатировались арендуемые земли очень безжалостно; молодые рощи, леса
сводились на нет, а сами земли вытаптывались громадными стадами овец и поэтому
на них долгие годы ничего не прорастало кроме густого бурьяна. В 1902 году журнал «Мир Божий» писал о
«тавричанах»: «...если в степях
Северного Кавказа вообще нет недостатка
в хищниках, то первое место среди них по алчности, грубым и до крайности
бесцеремонным приемам опутывания своих жертв, бесспорно, принадлежит
«тавричанам».
При
этом следует отметить, что у молокан
сформировалась своеобразная трудовая этика. Труд был священной обязанностью
каждого члена общины. Тунеядство, пьянство
порицалось и жестко пресекалось.
Молоканство возникло как секта в
православии, поэтому мы можем найти некоторые аналогии в русском
старообрядчестве. Известно, что крупнейшие купеческие династии дореволюционной
России имели корни именно в старообрядчестве, где труд был также священной обязанностью.
Таким
образом, мы видим, что и из среды молокан и старообрядцев чаще
выходили предприимчивые, трудолюбивые, смекалистые, «оборотливые», крепкие
люди. Именно в этой среде формировался тип «русского капиталиста». Несомненно,
на формирование предприимчивой личности среди молокан большую роль сыграла
трудовая этика протестантов. Вспомним учение Ж. Кальвина о
предопределении. Об избранности человека Богом, можно было судить по тому, насколько он успешен в делах предпринимательства.
В
заключение отметим, что сведения о ранних страницах истории молоканской общины
в нашем селе имеют практическое значение. Хотя бы потому, что можно соединить
два периода истории казьминских молокан. Первый с 1888 – по 1-ю половину ХХ
века, и второй – с конца 1980-х годов и по настоящее время. Мы не ставили задачу рассмотрения вопросов
материальной и духовной культуры. Этому должна предшествовать огромная работа
по сбору полевого материала. Однако, такая работа уже началась силами
активистов школьного музея.
При использовании материала, ссылка на авторов
статьи обязательна!