Приговор 1900г. (церковь и секты)
ОБ
ОТКРЫТИИ ВТОРОГО ШТАТА ПРИЧТА
В ЦЕРКВИ СЕЛА КАЗЬМИНСКОГО
К началу ХХ века численность
населения в Казьминской волости, в которую входило около 40 хуторов и экономий,
значительно возросло. Это происходило в основном за счет пришлого населения – иногородних. В самом
селе, по сведениям волостного правления насчитывалось к 1900 году 5708 человек. В приходе Казьминской церкви находились и
окрестные хутора. Собственно, число коренных жителей большинства хуторов было
невелико ( от 5 до 20 чел.), но были и такие где число душ обоего пола составляло от 40 до145. Например,
х.Сирафимовича, Харьковский, баронессы Розен. Всего по волости официально
числились 7150 человек.
Естественно, один священник
просто не в состоянии был обеспечить потребности православных христиан. Помимо
этого, в хуторах проживали представители иных – не православных вероисповеданий.
Так, обособленно проживали баптисты, молокане. Молоканами были крупнейшие
овцеводы юга России Макеевы, Мазаевы, а также братья Немирюковы. Их земли
вплотную соприкасались с общинными землями казьминцев. В делах Консистории
отмечалось, что 1444 человек «проживают не в самом селении, а в
окрестных хуторах и одному священнику не возможно наблюдать за их религиозным
состоянием, вследствие чего среди этих хуторян свило прочное гнездо сектантство
и усиление его пагубно влияет на православную паству» В капиталистических экономиях овцеводов
работали по найму сотни сельскохозяйственных рабочих из различных губерний
Империи. Епархиальное начальство всерьез было обеспокоено ростом численности
неправославного населения, и возможным влиянием на этот процесс хозяев
экономий и хуторов, принимавших, и порою
скрывавших у себя, единоверцев.
Ставропольский Епархиальный миссионер Симеон Никольский, неоднократно
посещавший село Казьминское, указывал на резкое увеличение численности
сектантов (в 19 - нач. 20 вв. сектантами называли баптистов, молокан, субботников,
хлыстов, адвентистов и проч.). Главной причиной называлось соседство
молоканских хуторов. Поэтому в 1900г. Епархия вознамерилась открыть в с.
Казьминском второй штат причта. Иными
словами - направить в село второго
священника и псаломщика. Однако, сельское общество выступило против этого шага
церковных властей.
Приводимый ниже документ позволяет понять причины данного события, а
также выявить некоторые особенности социально – экономического развития села
вначале ХХ века.
С.Н.Котов, руководитель историко-краеведческого музея МОУ СОШ №16 с.Казьминское
ПРИГОВОР
1900 года августа 13 дня. Мы ниже
подписавшиеся крестьяне селения Казьминского Баталпашинского отдела Кубанской
области из общего числа 339 наличных домохозяйств за исключением отсутствующих
и лишенных права голоса на сходе быв сего числа на полном общественном сельском
сходе при нашем Волостном правлении в присутствии нашего волостного старшины Нестора Бородавка где при обсуждении
некоторых общественных дел слушали предписания Ставропольской Духовной
Консистории от 31 июля сего года за №11652, что Епархиальное начальство
проектирует открыть второй причтовый штат из священника и псаломщика, для чего
требуется определить на содержание второго причта жалованья или натурой по
выслушании чего и принимая во внимание, что второй причт нам по нашему народонаселению
не требуется, а все требы исполняет имеющий у нас причт удовлетворительно,
кроме того как нам известно в скором времени будет в юрте нашего селения (юрт – земельное владение общины – Сост.) будет
открыт второй приход (имеется ввиду
желание помещицы Пелагеи Цветновой построить у себя в имении церковь в память
об умершем супруге. Сост.)., то поэтому, все те лица кои проживают на
владельческих участках отойдут в новый приход и для нашего одного причта
останется лишь одно селение, определить
же пособия на содержание второго причта в финансовых отношениях мы по случаю
нескольких лет недорода хлеба крайне
стеснены, натурой же, выделить участок земли мы не имеем возможности так как у нас крайне малые душевые наделы состоящие
из 5 десятин толочной пахотной и
сенокосной земли и мы все сами арендуем
на стороне у частных владельцев, а доходных статей кроме духанов (духан –
питейное заведение. – Сост.) мы не имеем, да и те деньги поступают полностью на
пополнение податей, которая с полугодия 1902 года так же отойдет в ведение
казенной монополии, имеющиеся же в районе нашем селении сектанты все проживают временно на арендуемых участках и владельцы
их во всякое время могут удалить из своих участков, а потому мы единогласно постановили: просить Ставропольскую Духовную
Консисторию и Епархиальное начальство ввиду выше изложенных обстоятельств второго причта в нашем селении Казьминском
не назначать, ввиду наших критических обстоятельств, как в финансовых
отношениях так равно и в натурном впредь до поправления наших средств. В
том и подписуемся грамотные (далее
подписи 19-ти чел. владеющих грамотой).
Неграмотные (за неграмотных
ставили росписи. Таковых – более сотни ).
Что действительно настоящий приговор
постановлен обществом правильно и подписи учтены грамотными лицами
собственноручно. В этом Казьминское Волостное правление подписуется и
приложением Казенной печати удостоверяет.
Августа 13 дня 1900.
Волостной старшина И.
Бородавка печать.
Писарь (роспись)
Источник: ГАСК,
Ф.135, оп.58,д.699, лл.10-13.
|