«  Апрель 2024  »

Главная | Мой профиль | Выход | Вход

Граница - 2014. Рассказ о походе

ГРАНИЦА 2014

В августе 2014 года учащиеся школы № 16 села Казьминского в составе команды туристов Кочубеевского района приняли участие в многодневном походе вокруг Фишт-Оштенского горного массива, по территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Численность группы в этом году, вместе с руководителями, составила 15 человек. Мы планировали, как и в предыдущие годы, завершить наш поход выходом на Черное море. Однако этого сделать не удалось: администрация заповедника пропускала к морю лишь организованные коммерческие группы. Поэтому в этом году наш маршрут был кольцевым: КПП Лаго-Наки – хребет Каменное море – озеро Псенодах – перевал Майкопский  – Приют  Водопадный – перевал Белореченский – приют Фишт – перевал Армянский – перевал Гузерипль – Яворова поляна. Продолжительность похода: 7 дней, из них ходовых – 5. Протяжённость маршрута: более 60 км.

Отправной точкой маршрута стал пропускной пункт заповедника «Лаго-Наки». Здесь мы заранее договорились о транспорте, который должен был нас ожидать в конечной точке маршрута. Утром  14 августа мы отправились в путь.

Из походного дневника: «Подъём ранний. По сигналу С.П.Ревина, готовившего затрак, лагерь мирно пробудился от сна. Вчера долго укладывали малышей. Палатки традиционно бубнили. Ю.Н.Смирнова проводила из своей палатки профилактику. Те, кто мучился от бессонницы и не мог уснуть, утром получили новые (дополнительные) виды продуктов». СНК

День первый. Солнечная погода, которая, кстати, сопровождала нас весь поход, поразительные пейзажи предавали оптимизм, несмотря на тяжесть рюкзаков. Мы шли по грунтовой дороге, пересекая верхнюю границу леса и в скором времени попали на плато Лаго-Наки. Остановились ненадолго у смотровой площадки на выступе хребта Каменное Море. Вид, открывавшийся отсюда, потрясал. Туристская тропа вела нас к Абадзешскому перевалу. Отсюда открывается  вид на гору Оштен – наш следующий ориентир. Эта гора является первой вершиной Кавказа, покрытой вечными снегами. Далее направляемся к озеру Псенодах.

На своём маршруте мы не одиноки. Регулярно встречаем другие группы туристов. К озеру Псенодах мы подошли ближе к вечеру. На берегу озера стояли многочисленные палатки. Свой лагерь мы разбили здесь же.  Озеро имеет форму полумесяца. Уровень воды в нем каждый год меняется - в этом сезоне оно было полноводным, а посему изможденные туристы приняли водные процедуры, разумеется, соблюдая заповедный режим. После суетливого вечера все разом и быстро уснули. Сказалась долгая дорога. В этот день мы прошли примерно 18 км.

Из походного дневника: «Маршрут на сегодняшний день я знал очень хорошо, потому, что ходили уже здесь в прошлом году. Это помогало рассчитывать свои силы между переходами. Все шли бодро и уверенно /…/ С непривычки стала болеть поясница. Всю дорогу думали о том, не высохло ли озеро Псенодах? Опасения были напрасными. Когда пришли к нему, искупались. Во время купания, я  чуть было не распрощался со своим шлёпком, так как он застрял в иле, покрывавшем дно озера. Когда ил осел, пропажа обнаружилась. Обувь была извлечена. В этот день нам предстояло дежурство. Готовили ужин и завтрак. Приготовили супец с сушёным мясом и фирменными сухарями с чесноком и другими специями. Все уплетали наше варево за обе щеки, хвалили и прославляли поваров. Ночь выдалась весёлой». Бондаренко Павел.

15 августа. День второй. Ранний подъем. Завтрак. Сборы в дорогу. Отправляемся по тропе, которая огибает северный  склон Пшехо-Су и через Майкопский перевал спускается к её западному подножию. С перевала видны лесные просторы верховий реки Пшеха. Наш дальнейший путь идёт на юг, под скалами Пшехо-Су и заканчивается у истоков  ручья Водопадистый, где раньше располагался приют для туристов.

Здесь, с перемычки между горою Фишт и Пшехо-Су срывается отвесно вниз, с высоты 200 метров, гигантский водопад. Поток воды заметно ослабевает в ночное время, так как ледник прекращает своё таяние. Разбиваем лагерь. Кроме нас, здесь ещё с десяток туристов. Истощённые жарой, от которой прямо плющило к земле, мы устроили помывку и постирушки в ручье. Одежда высыхала мгновенно. Димитрий Карабанов сушил походные штаны, размахивая оными над головой. В таком нелепом виде все его и фотографировали.

Из походного дневника: «После отбоя пацаны обнаружили наличие сети. Все кинулись звонить. Процесс был бурным и очень громким, так как сюда подключились и казьминские девочки, отчего попали под раздачу инструкторов. При «разгоне» клиентов МегаФона был обнаружен рыдающим у палатки Никита Панченко. Его не пустили ночевать. Вечером он известил всех сокамерников (Гичкина Ярослава, Серикова Лёшу, Подсвирова Всеволода), что переезжает в другую палатку «по обмену», в коей жили Павло Бондаренко, Карабанов Дмитро и Спиридонов Степан. На его место якобы переезжает Степан, которого об этом Никита уведомить позабыл. Бывшие жильцы с превеликой радостью распрощались с ушлым  малым, и даже помогли ему с выносом вещей. В новый теремок его, разумеется, не впустили, равно как и в старый тоже, так как «им и без него хорошо и просторно». Пришлось применять педагогику». СНК

16 августа. Уже ночью ручей пересох, но мы  ещё с вечера запаслись водой. Утром снова в путь. Вышли пораньше, в надежде укрыться от солнечного зноя. Самый сложный участок маршрута прошли в тени скал. После ручья Водопадистый тропа огибает уже склоны горы Фишт. Они ещё более отвесные и скальные. Вскоре выходим на Лунную поляну, на которой вот уже несколько лет ведётся масштабное строительство президентской дачи. Всюду снуют вертолёты, переносящие строительные материалы. В воздухе постоянно висели две вертушки, в то время как другие или улетали, или были на подлёте. Строят подъёмники. Когда-то это был участок заповедника. С тропы легко сбиться, так как везде снуют грузовики. Мы слегка отошли от маршрута и тут же были остановлены охраной «секретного объекта». По субальпийским лугам, через урочище Чигурсан, тропа выходит к пастушьим балаганам армянских пастухов, на которых мы сделали привал.

Далее путь пролегал по тропе, которая, огибая южный макросклон горы Фишт, вскоре нас вывела к Белореченскому перевалу. Мы пересекаем Главный Кавказский хребет. С давних времен через перевал проходили караванные тропы, а в августе 1942 года здесь шли ожесточенные бои, в результате которых фашистские захватчики, стремившиеся выйти к Черному морю,  были остановлены. У перевала сделали длительную остановку. Укрылись в тени. Весьма кстати оказался плод лимона. Последний рывок. От перевала по буково-пихтовому лесу с лавровишней и рододендроном спустились к приюту Фишт, расположенному на живописной поляне около берега реки Белой.  Здесь мы обустроили днёвку. Восстановили силы, потраченные в предыдущие дни похода под раскаленным Кавказским солнцем. Все ринулись в местный «универсам», чтобы купить газировку по 200 рублей за 1,5 литровую бутылку. Это была самая вкусная вода на свете!остановились на обеденный привал. Два года мы шли мимо балаганов на юг, через Черкесский перевал. Нынче отправляемся на север.

Из походного дневника: «Лизавета Панченко со братом Никитою, Вика Омельченко (она же «Рыба») и Катя Коваль устроили на приюте помывку волос прямо в реке. Куча «копенгагенских русалок» восседала на каменьях и окунала свои длинные пряди в бурлящие воды. Истошный визг издавался в округе. И без того «белая» и пенистая река, в нарушение заповедного режима, покрывалась японскими (в пакетиках) шампунями. В ответ на предложения делать помывку нагретой на солнце  водой в бутылках следовал отказ. Затем барышни выстраивались на берегу и синхронно размахивали головами по кругу. Со стороны это выглядело довольно странно. Но, то был метод сушки волос на природе, запатентованный Рыбой. Надёжный и простой…. Примечательным событием вечера стали посиделки с иностранцем и его переводчиком. Вообще народа на приюте в этом году много». СНК

Всё напоминает о том, что мы находимся в заповедном месте: буйная растительность, Фиштинские ледники,  предупреждающие знаки, рёв медведя, приходившего в гости в лагерь в одну из ночей, гадюка Динника, попавшаяся в когти горного орла… На гадюку бегали смотреть хороводом и даже успели снять на фотокамеру хищную птицу.

18 августа - заключительный день похода. Из походного дневника: «Подъём в 5 утра. Собирали лагерь в темноте, освещая налобными фонарями. Ночь была тёплой, и, несмотря на то, что проснулись мы очень рано, я выспался. Сегодня нам предстояло пройти по маршруту, по которому в 2012 году мы шли на приют». Бондаренко Павел

По буковому лесу мы поднялись к Армянскому перевалу, с которого открылся прекраснейший вид на долину реки Белой и на громаду Фишта. Ну, а далее, огибая восточный склон горы Оштен, мы вышли к Гузерипльскому перевалу, и спустились в долину реки Армянка к  Яворовой поляне, конечной точке нашего маршрута. Поход завершился. Мы вернулись в цивилизацию. Шумно от отдыхающих. Ночью непогодилось. Утром пришёл транспорт (две «ГАЗели»). Погрузили рюкзаки и рванули в Туапсе. Впереди нас ждал отдых на Черном море.

Это был шестой поход для учащихся нашей школы в рамках туриады «Граница». Во многом он был необычным и запоминающимся, и не только потому, что мы не дошли к морю, а доехали на олимпийской электричке «Ласточка». А так же и потому, что получили возможность совершить круговой маршрут вокруг легендарной горы Фишт и ознакомиться поближе с животным и растительным миром заповедника. Мы так же узнали, что, оказывается, можно путешествовать по великой стране без документа, удостоверяющего личность (паспорт забыли дома, привезли оказией в Сочи, и вновь увезли домой, а в поезд садились по ксеркопии), со складной мебелью и пуховыми подушками с вышитыми на них видами достопримечательностей Санкт-Петербурга. Но если серьёзно, то поход удался. Мы получили массу положительных эмоций, и поняли, что мы можем преодолеть тяготы похода, а руководители, вместе с тем, ещё и выдержать нас, дюжину подростков, за что им большое спасибо. Обязательно пойдем в походы и в следующем году.

Спиридонов Степан, 10 класс МОУ СОШ №16 с.Казьминское

Опубликовано в журнале "Вестник музея" №8 - 2014

При использовании материалов ссылка на ресурс обязательна.