С. П. РАЩУПКИН
Начало
• Перекресток древних дорог • Курганы у кинотеатра • Стоянка под дачами
• Могильник у сахарного завода • Каменных дел мастера • Память об эпохе
бронзы
По
археологическим материалам, появление первых людей в наших местах уверенно (пока
не обнаружены более древние следы) можно датировать третьим тысячелетием до
нашей эры.
Это были
кочевые племена, бродящие по степям в поисках пастбищ для своего скота.
В то время
междуречье Кубани и Большого Зеленчука представляло собой лесостепь с мягким
влажным климатом, множеством родников и речек и, конечно же, богатую
пастбищами, в которых так нуждались кочевники. Леса, степь и поймы рек
изобиловали дичью. Здесь водились дикий кабан и благородный олень, зайцы и
лисы. В кишащие рыбой реки заходили осетровые.
Первообитатели
были представителями ямной культуры, пришедшими с севера, Их главное занятие —
скотоводство и охота — давало им пищу, одежду и кров. Они изготавливали грубую
посуду из плохо обожженной глины, в которую добавляли дресву и навоз. Умерших
хоронили в неглубоких ямах (отсюда название культуры — ямная) неправильной
формы. Сверху могила заваливалась камнями.
Мне довелось
доследовать два погребения III тыс. до н.э. В карьере у хут. Васильевский
умерший лежал скорченно, на левом боку, головой на юго-запад. Кости рук и ног,
а также грудная клетка были покрыты охрой. Кусочки охры лежали на бурой
подстилке могилы. Яма глубиной до 1 м была перекрыта жердями и сверху завалена
камнем.
У с.
Ивановское плугом было нарушено подкурганное погребение. Костяк лежал на
травяной подстилке и, судя по непотревоженным костям ног, в скорченном
положении, головой на восток. Кости были окрашены ярко-красным пигментом. При
погребенном была найдена кремневая пластина.
О
существовании в Кубано-Зеленчукском междуречье следующей по времени
материальной культуры — майкопской — говорить еще рано, так как мы не имеем
прямых доказательств этому. Иногда, правда, встречаются обломки
охристо-красной, оранжевой или желтой керамики с мажущейся поверхностью,
которую предположительно можно отнести к «майкопу».
Гораздо
нагляднее в наших местах оставила свои следы северокавказская культура (рубеж
III–II тыс. — середина II тыс. до н.э.). К этому времени климат в Прикубаньи
изменился. Он стая холодней и суше. В новых условиях появилось так называемое
яйлажное скотоводство: весной скот отгонялся на высокогорные пастбища, а на
зиму возвращался на равнину.
Таким образом,
северокавказцы проторили первые кочевые пути к Большому Кавказу.
Маршруты не
менялись до новейшего времени. Скот гнали по водоразделам и берегам рек. Место,
где находится современный Невинномысск, — один из перекрестков древних дорог.
Здесь, на стыке Кубани, Большого Зеленчука, Невинки и Барсучков, сходились пути
с севера, юга, запада и востока — из нынешних калмыцких степей, Дагестана,
Пятигорья, Карачаево-Черкесии и Причерноморья.
С севера, со
стороны Ставрополя, стада двигались вдоль склонов гор Недреманная и Стрижамент.
Далее путь разветвлялся. Один вел по реке Барсучки в район Кавминвод и в
Дагестан. Другой — после переправы у нынешнего сахарного завода шел по террасе
горы Невинномысской через Усть-Невинскую к святилищу близ станицы Беломечетской
и далее в Карачаево-Черкесию.
С юга маршрут
пролегал через хут. Новородниковский, переправу через Большой Зеленчук у с.
Ивановское и дальше к Ивановской горе и переправе через Кубань. Приметная веха
маршрута — район нынешнего кинотеатра «Мир» (старожилы должны помнить группу
курганов на этом месте). Дальше путь шел по нынешней городской территории в
район «Азота» и к переправе через Барсучки у сахарного завода. Отсюда одна
ветвь вела на север к Стрижаменту, другая — в Дагестан.
С запада
кочевья из Причерноморья продвигались сюда по обоим берегам Кубани, а с востока
— по реке Барсучки.
Судя по
курганным группам и каменным вымосткам на местах стоянок, скорость передвижения
была невелика — от 5 до 8 км в день. До интенсивной застройки Невинномысска
можно было наглядно представить схему древних дорог и в нынешней городской
черте.
Носители
северокавказской культуры были по сравнению со своими предшественниками
искусными мастерами. Они изготавливали разнообразную посуду с нарядным
орнаментом, варьируя цвет от черного до красного, добавляя в глину измельченный
кварц или толченую ракушку. Из бронзы они делали украшения, пряжки, иглы,
шилья. Реже — мотыжки и серпы, Однако большинство орудий труда изготовлялось из
камня и кремня.
Надо отметить,
что искусство обработки камня у племен северокавказской культуры достигло
высокой степени.
Мне довольно
часто попадались на древних стоянках и в могильниках кремневые наконечники
стрел и дротиков, ножи, вкладыши для ножей и серпов с деревянной или костяной
основой, стамески, сверла, ножевидные пластины и резцы. Из камня делались
топоры, молотки, мотыги, песты-растиральники, зернотерки. Особо хочу отметить
обломок сверленного каменного топора, найденного на курганном могильнике близ
«Азота» (могильник уничтожен при строительстве сахарного завода); молотка с
желобом, найденного там же; каменной мотыжки с г. Невинномысской. Качество и
тщательность обработки говорят об искусстве и терпении древних мастеров.
«Северокавказцы»
хоронили своих соплеменников в курганах высотой от 1,5 до 3 м. Курган окружался
широким кольцом — кромлехом из уложенных в несколько рядов камней, Могилу,
находящуюся в центре, также обкладывали камнями. Затем яму забрасывали землей,
сверху заваливали камнем.
В 1992 году у
с. Ивановское часть кургана обрушилась в Зеленчук, и обнажилось древнее
захоронение. Погребение женское. Костяк лежал на правом боку, скорченно. Кости
рук и ног осыпаны красной краской. У лица и таза — угольки. Дно могилы также
обожжено. У колен стоял красноглиняный горшок с раздутым туловом,
орнаментированный врезными штрихованными треугольниками. Здесь же находилось
несколько птичьих костей.
В середине II
тыс. до н.э. началось оседание носителей северокавказской культуры на землю.
Пока известны две стоянки, которые можно отнести к эпохе бронзы. Одна
находилась на террасе г. Невинномысской (где сейчас дачи), другая — на правом
берегу р. Барсучки. Судя по находкам зернотерок, терочников и вкладышей для
серпов, здесь уже было развито примитивное земледелие.
К этому
времени в нашем регионе появились носители иной культуры — катакомбной,
получившей свое название по характеру погребений — подземных камер, в которые
вели вертикальные или наклонные колодцы — дромосы. Они пришли с севера (в
отличие от северокавказцев — потомков переселенцев из Передней Азии). Это были
кочевники-скотоводы, которые передвигались на повозках с массивными деревянными
колесами.
Новые наши
поселенцы, имея общие черты с рядом культур, освоивших обширные степные
пространства от Урала до Дуная, свою, предкавказскую, сформировали в первых
веках второго тысячелетия на территории нынешней Калмыкии и шли по пути
перехода к кочевничеству как специализированному скотоводческому производству.
Более сильные, сосуществуя с северокавказцами и оттесняй их к горам, они не
оказали заметного влияния на их культуру, как и сами вряд ли что переняли. Во
всяком случае следов земледелия носители катакомбной культуры не оставили.
Отличительная
их черта — высокий уровень керамического производства. Так, непременные детали
погребений — курильницы — представляют собой вазочки, богато орнаментированные
отпечатками шнура и штампа, снабженные одной или четырьмя ножками на крестообразном
поддоне. В курильницах возжигались ароматические травы во время похорон. Одна
такая курильница была найдена на Ивановской горе, другая — у Новородниковского
хутора.
Так, волна за
волной проходили по нашим местам племена эпохи бронзы, оставляя на своем пути
памятки будущим эпохам. Бронзовый век клонился к закату. Ему на смену тяжелой
поступью шёл век железный.
Невинномысский
рабочий. 4 июля 1998