Музей и здоровьесбережение
Котов Сергей Николаевич,
руководитель
историко-краеведческого музея МОУ СОШ №16
Кочубеевского района, учитель истории и
краеведения
/с.Казьминское/
Школьный музей – как центр формирования
духовного
и
нравственного здоровья личности
В настоящее время перед школой
остро стоят задачи создания условий для сохранения здоровья учащихся, и, как следствие,
возрастает значение не только физкультурных занятий, но и досуговой
деятельности школьников как важнейшей части всей программы оздоровления.
Особое место в образовательной
системе нашей школы занимает историко-краеведческий музей, который ставит перед
собою задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности. А сохранение
нравственного здоровья это одна из задач оздоровительных технологий в школе. Она
обозначена и в «Концепции духовно-нравственного развития воспитания личности и
гражданина России».
Музей образовательного
учреждения интегрирован в учебно-воспитательный процесс. Это универсальный
образовательный институт, сочетающий в себе детский клуб, общественное
объединение и научное учреждение. Музей вносит весомый вклад в
военно-патриотическое воспитание. Здесь школьники приобщаются к боевым и
культурным традициям нашего народа, накапливают опыт нравственного поведения.
В
своём выступлении я хотел бы в общих чертах охарактеризовать некоторые из
направлений деятельности школьного музея с.Казьминское, связанных с
формированием духовного и нравственного здоровья личности.
Историко-краеведческий
музей учрежден 1 июля 2005г. В апреле 2006г музей прошел аттестацию и был зарегистрирован
в Федеральном центре детско-юношеского туризма и краеведения. (В 2011г. -
подтверждение аттестации).
В настоящее время в музее
более 2700 единиц хранения (подлинники). Фонды музея включают в себя
археологические и этнографические материалы, нумизматическую коллекцию, фото-
кино документы, награды, дореволюционные печатные издания, предметы
декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Опыт работы на протяжении
нескольких лет по организации
школьного историко-краеведческого музея привел нас к выводу о важной роли, которую может сыграть в образовательном процессе
технология музейной педагогики. Музейная педагогика – наука о воспитании творчески развитой личности в условиях музейной среды. Музейная
педагогика формирует фундамент для будущей системы ценностей школьника.
Музейная деятельность обширна
и многогранна. Она раскрывает перед нами широкий спектр возможностей, ведь
музей это не только тематическая экспозиция или хранилище экспонатов. Прежде
всего, это разноплановая деятельность музейного актива, направленная, в том
числе, и на здоровьезбережение.
Одним из действенных способов сохранения здоровья учащихся является школьный туризм. В плане работы нашего музея в обязательном
порядке присутствуют мероприятия туристско-краеведческой направленности. Туризм
и краеведение понятия неразделимые. Туризм не просто развлечение. В нём нельзя
провести чёткую разделительную линию между «делом» и «потехой». Туризм, как и
всё на свете требует труда. Туристический поход даёт школьнику
радостные переживания и яркие впечатления, укрепляет здоровье, в том числе и
психическое, развивает физически. В походе школьник развивает разного рода
полезные умения и навыки, получает полезную информацию об окружающем мире. Занятия
туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер
жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к Родине, к природе, к труду.
Безусловно, трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может
быть естественнее движения, физического труда в природной среде. На базе школы и музея проводятся занятия
ОДО «Туристы-краеведы». Очень тесными являются связи школы и районной станции
детско-юношеского туризма и экскурсий им.В.Фёдорова, краевого центра экологии, туризма и краеведения, ФЦДЮТиК.
С 2008г. в практику работы
музея, вошла организация многодневных
научных экспедиций, туристических и краеведческих походов к историческим памятникам Северного Кавказа.
Экспедиции проводятся в рамках реализации проекта «Древности Кавказа».
В
2008г. краеведы посетили Кяфарское городище, расположенное на
территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесии, и Ильичевское городище
(Отрадненский район Краснодарского края). Целью экспедиций было ознакомление с
интереснейшими археологическими памятниками средневековой Алании. Перед
поездкой учащиеся ознакомились с историей
Аланского государства, изучили публикации о памятниках Западной Алании.
На месте был проведён мониторинг состояния археологических объектов, проведены
фото- и видеофиксация. Старшая группа
актива музея практиковалась и навыкам фиксирования памятника на чертеже. Был
собран большой материал для видеофильма. («Древности
Кяфарского городища»).
С 2009г. туристы
и краеведы принимают участие в акции «Вахта
Памяти». Ребята совершают многодневные походы по местам боёв партизанского
отряда «Мститель» в годы ВОВ на территории КЧР, знакомятся с археологическими
памятниками расположенными в долинах рек Б.Зеленчук и Маруха, посещают
археологический музей в п.Буково. По итогам похода были сняты видеофильмы
«Фронт за облаками», «Вахта Памяти» и другие.
Третий год
подряд туристы и краеведы казьминской
школы принимают участие в краевой туриаде-экспедиции по местам боевой славы «Граница», Маршрут пролегал через перевалы
Кавказского хребта к Чёрному морю.
Ежегодно, в период летних каникул
школьники отдыхают в горном спортивно-оздоровительном лагере «Крокус» (КЧР,
долина р.Псыш). Программа лагеря насыщена играми, спортивными и краеведческими мероприятиями.
Обязательными являются двух-трехдневные походы.
Летом прошлого года активисты музея
принимали участие в работе детско-юношеской площадки «Десант в прошлое» на базе археологического и природного
музея-заповедника «Татарское городище». Краеведы смогли ознакомиться с
уникальным археологическим и природным памятником, совершив путешествие в
реликтовый лес, в далёкую историю нашего края. Здесь был собран значительный
полевой материал, который впоследствии можно использовать на уроках
краеведения.
В 2008 году стал издаваться «Вестник историко-краеведческого
музея МОУ СОШ №16» - научно-популярный и информационно-методический
журнал, предназначенный для детей среднего и старшего школьного возраста,
преподавателей музейного дела, краеведения и туризма. Издаётся он по решению
Совета музея и при непосредственном участии его актива. (см. электронную версию «ВМ»). Практически во всех номерах имеются
публикации об участии краеведов и туристов в походах, а также материалы об
истории детско-юношеского туризма в школе и районе.
Особое место в работе музея занимает взаимодействие со
школьными СМИ. Актив музея,
совместно со школьным информационно-издательским центром «Без наZвания», принял участие в
создании видеофильмов об истории села и Северного Кавказа. Целый ряд фильмов
рассказывает о туристических походах школьников («Дети и йети», «Лето в горах»,
«Крокус – 2010» и др.).
Очень важно,
чтобы здоровый образ жизни пропагандировался. Видеоотчёты о туристических
походах и краеведческих экспедициях демонстрируются по школьному кабельному ТВ,
на районном ТВ. А в октябре этого года мы вышли уже в федеральный эфир. Фильмы
«Поход к Софийским озёрам», «Вахта Памяти – 2010» и др. стали участником
программы «Я там был» на спутниковом
канале «Телепутешествия»
(«Триколор»).
К 65-летию Победы подготовлено
несколько фильмов о героической обороне перевалов Кавказа: «Фронт за облаками» и «Вахта Памяти», а также два фильма из
цикла «Солдаты Победы»,
рассказывающих о боевом пути ветеранов Великой Отечественной - жителях села Казьминского. Созданию фильмов
предшествовала большая работа, связанная с записью воспоминаний, как участников войны, так и односельчан, переживших
оккупацию Ставрополья. Фильмы «Фронт за
облаками», «Вахта Памяти», «Рассказывают ветераны» стали победителями конкурса
видеофильмов на краеведческую тематику в рамках Всероссийских краеведческих
чтений и финала конкурса исследовательских работ «Отечество» в 2010 и 2011 гг.
Выводы
Школьные музеи, являясь результатом
государственно-общественного соуправления, позволяют эффективно решать задачи
формирования личности, обладающей исторической и духовной памятью.
Работа в школьном музее
неразрывно связана с туристско-краеведческой и поисково-исследовательской
деятельностью, имеющую социальную направленность.
Организация экспедиций и походов, помощь ветеранам, знакомство с историческими документами в архивах,
работа в библиотеках, переписка, общение с людьми – всё это приводит к
повышению образовательного уровня ученика, способствует реализации его
личностного потенциала, развитию способности самостоятельно приобретать новые
знания и умения.
Все эти качества характеризуются своей направленностью на
достижение современных целей образования – сформировать личность гражданина,
человека здорового физически, психологически и, что более сложно, личность,
обладающей духовным и нравственным здоровьем.
|