«  Апрель 2024  »

Главная | Мой профиль | Выход | Вход

Граница - 2015. Путевые заметки

ТУРИАДА - ЭКСПЕДИЦИЯ «ГРАНИЦА» - 2015

В этом году я впервые отправился в далёкое путешествие под рюкзаком, и не куда-нибудь, а через Кавказский хребет - к Чёрному морю! С 2009 года туристы и краеведы Казьминской школы участвуют в туриаде-экспедиции «Граница». В команде туристов-походников я новичок. Туриада была приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Наша группа состояла из 8 школьников и 4 взрослых. Для Спиридонова Степана, Серикова Алексея, Панченко Елизаветы и Панченко Никиты это уже не первый поход к морю. Кроме меня, впервые в многодневный поход отправились Иванов Георгий и Павлищев Александр – самый юный участник похода. В этом году он закончил четвёртый класс. Следовательно, мне не пристало ныть в пути, ведь Александр младше меня – выпускника 6 класса. Впервые участником «Границы» стал Виталий Скориков. Туризмом он занимается с 5 класса, неоднократно был участником «Вахты Памяти», восхождения на Бештау, ходил в многодневки по Софийскому хребту в Архызе. Вот теперь решился дойти до моря.

Руководитель группы – Сергей Николаевич Котов. В команде района были директор станции туризма и экскурсий им. В.Фёдорова Сергей Петрович Ревин и Виктор Дмитриевич Юриков – старейший преподаватель туризма в районе. Этот поход совпал с его 70-летием! Был с нами и наш земляк, учитель из г.Новоалександровска Николай Васильевич Герасимов. В этом году в поход не смогла пойти Юлия Николаевна Смирнова, повредив связки на ноге в лагере «Крокус». Но даже «раненая», она сделала нам раскладку продуктов и упаковывала их. На море она приехала на поезде, когда наш поход завершился.

12 августа 2015 года мы отправились в путь. Из с.Казьминского добрались с родителями в с. Кочубеевское. Погрузив рюкзаки и коробки с продуктами в автобус Ивановской школы, поехали на Майкоп, а оттуда на кордон Кавказского заповедника «Лагонаки». В пути мы были около 6 часов. На кордон прибыли в 15.00. Приобрели билеты на пребывание в заповеднике (200 руб. в день с человека), разбили лагерь. Территория кордона благоустроена. По рассказам ребят, в прошлом году было всё иначе. Появились беседки, новые столы и лавки. Приятная новость – маршрут через Черкесский перевал в этом году наконец-то открыли. Мы выйдем к морю! Все воодушевлены.

Из походного дневника:

«Казьминцы разместились в 3-х палатках. Семейство Панченко и Павлищевых - в одной, С.Спиридонов, Г.Иванов, А.Сериков - в другой. Трёхместку обжили К.Бонз, В.Скориков, СНК. Последняя палатка открыла эпоху дежурства. Как всегда, голодные казьминцы набрали тонну мясной продукции, бутербродов и прочих яств, но одолеть всё это изобилие не смогли. Отбой случился в 21.00».

Утро 13 августа. Ранний подъём, так как мы дежурим. На завтрак отварили картофель. К нему полагались рыбные консервы и овощи.

«С плачем, истерикой и прочими проявлениями негодования, собирали дети рюкзаки, впихивая в них продукты. Разумеется, у всех рюкзаки оказались заполненными до предела. Проблема первого утра похода типичная: «Куда ещё пихать-то?».

Вышли на маршрут в 8.00.  Пройдя несколько сотен метров,  мы сделали недолгий привал. И дело не в нашей усталости, а в потрясающем виде, открывшемся с обзорной площадки хребта «Каменное море». Снимки на память, под рюкзаки - и в путь. В первый день мы прошагали 10 км до подножия горы Блям (отрог горы Оштен). Время в пути 5 часов. Погода нам благоприятствовала. Была облачность. Идти было легко. Зной не мучал, но облака окутали Оштен, обычно заметный издалека. Лагерь успели разбить до дождя. Перекусили, а затем пошёл продолжительный дождь, но мы были уже в палатках. Вечером дождь прекратился. У нас появилось время погулять и осмотреть окрестности. Открылся вид на Оштен. Его вершины горели в лучах заходящего солнца. После ужина силы нас не покидали ещё долго. СНК приходилось «включать педагогику». Ночью дул сильный ветер, срывая тенты и выгибая дуги палаток внутрь, но зато он разогнал облака. Появились звёзды, а вместе с ними - надежда на ясную погоду. Вот таким был наш первый день похода.

На следующее утро мы сделали попытку выйти к цирку горы Оштен. Планировали ещё в начале маршрута сделать восхождение на его вершину, если позволит погода. День действительно оказался ясным. Однако Сергей Петрович решил, что лучше сегодня пораньше выйти к приюту «Фишт», ведь наша стоянка у подножия Оштена не отмечена на карте заповедника как разрешённая, и возможная встреча с егерями могла обернуться штрафом. На кордоне мы сообщили, что попытаемся взойти на Оштен. Нам рекомендовали остановиться у горы Блям. Вчера мы встретились с группой туристов, которых подвозили на вездеходе и квадроцикле на высоту 2400, прямо к цирку. Мы у них расспросили, как выйти к цели. Но, как уже сказали, планы поменялись. В лагере остались дежурные из числа тех, кто поленился пробежаться в гору, - Панченко Лиза и Павлищев Саша. Остались и Сергей Петрович с Виктором Дмитриевичем. Они готовили кашу.  Остальные казьминцы вместе с Сергеем Николаевичем пошли наверх. Свои палатки мы собрали заранее. Со стороны Инструкторской щели вместе с нами поднималась ещё одна группа туристов. Погода стояла отличная. Видимость на десятки километров. На востоке перед нами простиралось плато Лагонаки, хребет Каменное море и долина р. Армянка. Чуть южнее – открывался вид на перевал Гузерипль. Фотографировались. Подъём к цирку довольно лёгкий и пологий. Тропа напоминает грунтовую дорогу (квадроцикл, вероятно,  бывает здесь часто за сезон). Наша прогулка туда и обратно заняла не более полутора часов.

Спустившись, мы позавтракали и в 9 часов направились  в сторону озера Псенодах, расположившегося у подножия горы Пшеха-Су. Солнечно. К самому озеру мы не спускались. Посмотрели на него сверху. Озеро имеет вид полумесяца. Его длина составляет 165 м, а наибольшая ширина – 72 м. Большая часть озера мелководна (до 1 м), но сквозь толщу воды в юго-западном «роге» озёрного полумесяца просматривается воронка глубиной до 3,5 м. В отдельные годы вода озера с громким звуком уходит в воронку и тогда озеро пересыхает. Псенодах – самое крупное озеро Лагонакского нагорья. Оно образовалось в ходе карстовых процессов, когда подземные воды размывают горные породы, образуя воронки. Когда-то с Пшеха-Су спускался ледник, образовав котловину. Спустя какое-то время он растаял и ледниковая впадина – кар – встретилась с карстовой воронкой. Поэтому Псенодах – ледниково-карстовое озеро.

От озера, набирая высоту, мы направились к перевалу Фишт-Оштеновскому (2200 м), а затем спустились к туристскому приюту «Фишт». Протяженность маршрута в этот день составила около 12,5 км. Его мы прошли за 6 часов. От озера Псенодах мы шли по каменистой тропе вдоль западной стены Оштена. Справа от нас возвышалась громада Пшеха-Су. На пути встречались остатки снежников. К августу мы уже немножко соскучились по снегу.

Издалека на перевальной седловине стали заметны какие-то сооружения. Это были обелиски, возведённые в память о защитниках перевалов Кавказа. В августе 1942 года немецкие войска рвались к побережью Чёрного моря со стороны Майкопа. Выходы через перевалы на этом направлении прикрывались подразделениями 379-го горнострелкового полка 20-й горнострелковой дивизии. С 20 августа наши воины вели бои с наступавшими вражескими частями, отбивая их атаки. На помощь красноармейцам были выдвинуты 23-й и 33-й пограничные полки НКВД, которые 25 августа, развернувшись с ходу, атаковали противника. Выбивая врага с гор и ущелий, наши части вели наступательные бои вплоть до октября. Немцы были отброшены от перевалов Главного Кавказского хребта. На одной из мраморных плит высечены имена пограничников, погибших в бою 28 августа 1942 года. Все они были 1918-1921 годов рождения. Они погибли на перевале в возрасте 21-24 лет. На нашем маршруте мы встречали ещё несколько памятных знаков, табличек и обелисков защитникам Кавказа: на Азишском, Абадзешском, Белореченском и Черкесском перевалах, в Бабук-ауле. На некоторых перевалах развиваются копии Знамени Победы, а на Белореченском перевале установлена табличка с надписью «Перевал воинской Славы». Мы тоже взяли в поход копию Знамени Победы из школьного музея, водружали его на перевалах и фотографировались вместе с ним. В год 70-летия Победы казьминские туристы – участники «Вахты Памяти» - побывали и в Марухском ущелье Карачаево-Черкесии, пронеся с собою это же Знамя.

С Фишт-Оштенского перевала открылась панорама Кавказских гор и долина реки Белая. Крупнейшая река Адыгеи берёт своё начало с заповедных отрогов Оштена. Здесь мы впервые ощутили величие громады Фишта (2888 м). Именно от Фишта и Оштена  в полной мере начинаются Кавказские горы. Это первые вершины Западного Кавказа, покрытые снежной шапкой и расположенные выше уровня альпийских лугов. От Таманского полуострова до Фишта Кавказский хребет не высок и покрыт лесами. В переводе с адыгского языка «Фишт» - «белая замёрзшая голова (гора)». Внизу, у подножия Фишта расположился туристский приют. Маленькие домики и море точек – палаток - открылись нашему взору. Кажется, рукой подать, но спускаться пришлось несколько часов. Тропа на исходе дня забирала всё больше сил, хотя на перевале мы слегка перекусили. Переборов усталость, мы дошли до цели. На приюте устроили днёвку.

Весь день пребывали в неге. Купались в Белой, стирали вещи, а потом пытались их высушить. Саша Павлищев и Виталик Скориков, а вслед за ними и СНК взобрались на огромный валун – одна из достопримечательностей приюта. Когда-то от горы Фишт отвалился «кусочек» и скатился к реке. Камень в несколько этажей стал местом для скалолазания. Его в своё время облюбовали и наши ребята. Завсегдатаями этого местечка были Павел Бондаренко и Дима Карабанов. Туристов на приюте много. Утром наши соседи отправились на вершину Фишта – на Большой Фиштинский ледник. Вернулись ближе к вечеру, с сильными следами загара. В этот день на приют прилетал вертолёт. О его появлении нас предупредили ещё вчера, когда мы расставляли свои палатки. Просили не разбивать лагерь вблизи вертолётной площадки. Рассказывали, что во время последнего его прилёта часть палаток улетела на другой берег р.Белой. Мы делали ставки: чьё жилище унесёт на этот раз. Сергей Петрович Ревин специально решил свой RedFox поставить поближе к месту посадки. Проверял устойчивость новой одноместной палатки к вертолётам. Не улетела. Значит, устойчива. Пребывание на приюте связано с благами цивилизации. Роскошные туалеты, скромный душ, магазин с газировкой и шоколадом по ценам ресторана. Но мы, утомлённые пресной водой, жаждали чего-нибудь газированного и крашеного, и не отказывали себе в этом удовольствии.

Из походного дневника:

«Вчера был сложный участок маршрута, поэтому сегодня мы сидели в лагере. День начался с подъёма и вкусного завтрака. После обеда мы с ребятами пошли играть в футбол. Площадка оказалась очень пыльной, поэтому, пару раз упав, я испачкал одежду и вымазался сам. После этого мы пошли купаться на речку. Вода была «супер»! На ужин ели вкусные макароны с мясными чипсами! Нужно хорошо подкрепиться, завтра тяжёлый день!».

16 августа мы встали рано. Завтрак был готов к 6.00. В темноте дежурный добавил в компот из сухофруктов соль вместо сахара. Правда, распознали мы это не сразу. Нам предстоял самый длинный переход в 25 км от приюта «Фишт» до приюта «Бабук-аул», откуда нас должна была забрать машина и отвезти в Солохаул. День обещал быть пасмурным, и обещание сбылось. К счастью, это облегчило нам путь. Вплоть до Черкесского перевала (1836 м) мы были избавлены от солнечного зноя, а когда солнце вышло, мы скрылись в тени букового леса. Рюкзаки заметно стали легче. На приюте в еде мы себя не стесняли. До Белореченского перевала (1972 м) шли около 2 часов, пройдя 5 км. С перевала пытались дозвониться домой. Обычно связь на этом месте была. Но в этот раз никто из казьминцев не смог выловить сеть. Только у Сергея Петровича это получилось. Обратные звонки нам пошли лишь по пути к Черкесскому перевалу. Непродолжительный отдых у балаганов армянских пастухов - и идём дальше. Остановились у обелиска защитникам Черкесского перевала, сделали фото и … торжественно перешагнули на южные склоны Кавказского хребта. Даже нарисовали на земле условную линию  и затем её перешагивали, снимая на видеокамеру. Далее мы шли по лесу, но трудности на этом не закончились. Начался «весёлый спуск» по древним тропам. Шли мужественно, хотя и через силу.

Спустившись в долину р.Шахе остановились у приюта «Холодный родник». Остановка была продолжительной. Готовили обед. В меню суп и чай с печеньками. От «Холодного родника» шли ещё 2 км к грунтовой дороге, выводящей к Бабук-аулу.  На переправе через Шахе идёт строительство дороги и моста. Чтобы переправиться на другой берег, нужно было обойти ещё 1 км, а затем идти под строящимся мостом. В этот день был выходной у строителей. Это упростило переход, так как в будние дни переход строго ограничен временем и местом (с 6.00 до 9.00 и с 19.00 до 21.00). Об этом мы узнали заранее на сайте Кавказского заповедника. Совсем немного - и мы уже на приюте. 12 часов перехода позади. Впереди - почти тёплый душ и вполне земной магазинчик с газировкой за 60 рублей. Наш поход завершился. Уже на следующий день на ГАЗ-66 мы по бездорожью домчались до Солохаула, посетили домик-музей И. Кошмана, вкусили чай с каштановым мёдом и блинами, потеряли альпенштоки Сергея Петровича и добрались до побережья Чёрного моря. Впереди нас ожидала целая неделя заслуженного отдыха. Мы гуляли в городе Сочи, посетив краеведческий музей и музей олимпийской славы города, катались на аттракционах в парке «Ривьера», побывали на горнолыжном курорте «Роза-хутор» и, конечно, купались в море.  Вот таким был мой первый многодневный поход.