Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Погода

Казьминское 

Казьминскому - 152

Статистика

Статистика ucoz

Социальные сети

Полезные ссылки





Вторник, 18.06.2019, 07:28
|Приветствую Вас Мимолётный посетитель | RSS

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
            МОУ СОШ №16 с.КАЗЬМИНСКОЕ            
Главная | Мой профиль | Выход | Вход

Ч.4 правовое положение иногородних


            В процессе массового крестьянского заселения казачьих областей Предкавказья во второй половине XIX века определенную роль сыграли как принятые законы, так и ряд других факторов. А именно: наличие громадных площадей пустовавших земель, низкие арендные цены на землю, малонаселенность края и высокие цены на рабочие руки. Колонизация долгое время слабо регулировалась правительством. Переселение, как уже отмечалось, было самовольным. Вследствие же постоянного притока на казачьи земли из других регионов страны, к началу XX века ни на Кубани, ни на Тереке казаки уже не составляли большинства. В то же время, в силу исторически сложившегося и юридически закрепленного характера землевладения, подавляющее большинство земли составляло войсковую собственность. Пришлое население не обеспечивалось землей. Исключением были те немногие, кто селился на казенных, а также на купленных частновладельческих землях. Основная масса иногородних вынуждена была арендовать участки казачьих станичных, паевых, земель войскового запаса, земельные участки у коренных крестьян и горцев, или же работать по найму.

            С начала 80-х годов Военным Министерством, кавказской и местной казачьей администрацией стали приниматься меры к ограничению прилива иногороднего крестьянства в Кубанскую и Терскую области. Этим характеризовался очередной (третий) этап правового регулирования статуса лиц невойскового сословия. Предлагались два вида ограничительных мероприятий: 1) принятие мер административного характера, которые могли бы затруднить размещение иногородних; 2) изменение законов, имевших отношение к водворению иногородних жителей среди казаков (13).

К этому времени правительство было поставлено перед необходимостью законодательного оформления правил для переселения крестьян («Временные правила» от 10 июля 1881г. и закон от 13 июля 1889г.). Однако, круг применения закона 1889г. не распространялся на Северный Кавказ. Между тем, Переселенческое управление заявляло, что значительные массы крестьян переселялись именно в пределы Кавказа. Исходя из этого, Государственный совет предложил Министерству внутренних дел совместно с Главноначальствующим Гражданской Частью на Кавказе выработать правила переселения крестьян из внутренних губерний на казенные земли края. Предложение встретило возражения со стороны местной администрации в лице Главноначальствующего Гражданской Частью на Кавказе А.М. Дондукова-Корсакова. 13 мая 1883г. в связи с его ходатайством был принят законодательный акт, согласно которому запрещалось дальнейшее переселение иногородних в станицы Кубанского и Терского войск без согласия станичных обществ (14).

            21 января 1885г. был издан Указ Сената о правах лиц неказачьего сословия, которые приобрели в станицах Кубанского казачьего войска недвижимую собственность, производить постройки без разрешения станичных обществ. Но , ввиду несоответствия данного акта интересам казачества, начальник Кубанской области 23 декабря 1888г. циркулярно приказал привлекать иногородних лиц к ответственности за неиспрошение разрешения на возведение новых построек в казачьих землях. (15) Станичным властям предоставлялось право разрушать возведенные без разрешения усадебные постройки иногородних. (см. продолжение)


© Котов С.Н., Асланов Х.А., 2019