Община молокан села Казьминского: страницы
истории(XIX– начало XX вв.)
Молоканские общины, появившиеся на Кавказе в начале
XIX в. представляют собой уникальное явление. Вследствие своей замкнутости они
сохранили своеобразный образ жизни, культуру, изучение которой представляет
интерес.В течение всей своей истории
молоканепостоянно переселялись. В
результате всех этих переселений, ониприобрели огромный опыт приспособления к новым природным, этническим,
правовым условиям, сохраняя при этом свою самобытность. В начале XXI столетия
Прикубанье стало одним из центров духовных христиан - молокан (далее - ДХМ)современной России. В с. Кочубеевском
возведён один из крупнейших молитвенных домов на юге страны.В 1997 годуздесь прошел представительный форум Союза ДХМ. Здесь же проживает и
старший пресвитер Союза – Тимофей
Щетинкин.Такие конгрессы стали проводиться регулярно.Обращение к данной теме обусловлено тем обстоятельством, что современная история
молокан в селе насчитывает чуть более двух десятков лет.В конце 1980-х годов в Казьминское из
Закавказья переселилась большая партия молокан и баптистов. Однако, из опросов,
проведённых мной, становится очевидным, что нынешние молокане почти ничего не
знают о существовании общин единоверцев в нашем селе в дореволюционный период.
А ведь, согласно документам, молокане впервые были зафиксированы в Казьминской
волости в 1888 году.
В статье использовались
различные виды источников. Среди них: архивные
документы, периодическая печать, продолжающиеся издания, статистические материалы, полевой материал, научные статьи, монографии ит.д.В
качестве источника использованы и материалы молоканской печати. В настоящее
время издаются журналы, гдесодержится информация осовременном состоянии некоторых молоканских
общин. Это журналы «Весть», «Млечный путь» и т.д.
Секта
молокан возникла в конце 60-х годов XVIII века в центральной России вкрестьянской среде и вскоре приобрела
последователей в кругах мещанства и купечества. Основателем секты был
деревенский портной из Тамбовской губернии Семён Матвеевич Уклеин. Специалист
по истории сектантства В.Д. Бонч-Бруевич отмечал: «Распространение молокан в
первой половине XIXв. Было огромно. Они не только заселили Ставропольскую
губернию, не только жили в Крыму, но также жили целыми поселениямив Тамбовской, Воронежской, Самарской,
Саратовской и Астраханской губерниях, переселились в большом количестве в
Сибирь, Закавказье, Среднюю Азию...».
Правительство Николая I предприняло все меры для
выселения сектантов подальше от центра страны. Первоначально в Новороссию, а
затем в Закавказье. Как отмечает А.И. Клибанов, царизм, после не увенчавшихся
успехом попыток репрессивными мерами покончить с духоборством, в начале XIX
века пытался локализовать его. Основной контингент духоборов из Воронежской,
Тамбовской, Екатеринославской, Харьковской губернии переселился в Мариупольский
уезд Новороссийской губернии.
«Начало законодательно
оформленному водворению русских переселенцев на территории Закавказья было
положено в 1830г.: 20 октября последовало первоеправительственное распоряжение о переселении
раскольников и сектантов в так называемые Закавказские провинции. С утверждением
этого указа прекращалось переселение их в Новороссийский край, до этого времени
служащий на юге России основным местом ссылки раскольников и сектантов»,- отмечается в работе историка
Д.И.Исмаил-Заде.
В Ставропольском государственном архиве огромное
число документов, рассказывающих об этом. Большие партии сектантов переправляли
этапом через Ставрополье и Кубаньв
Закавказские губернии. Вот фрагмент переписки с кавказским гражданским
губернатором: «21 июня 1841г. Секретно…
Новороссийский и Бессарабский губернатор уведомляет, что из Мелитопольского
уезда Таврической губернии выступает 1-я партия духоборцев, назначенных,
вследствие Высочайшего Его императорского величества повеления к переселению за
Кавказ в Ахалцихский уезд. Партия состоит из 71 семейства и к концу сего месяца
будет вне пределов Новороссийского края».
Необходимо
отметить, что на Кавказ издавна бежали от преследования властей представители
различных религиозныхтечений.Вспомним казаков-некрасовцев, ушедших от
царя, после поражения восстания Кондратия Булавина в начале XVIII века.
К началу XIX века у
молокан выделилась богатая верхушка, произошло имущественное расслоение,
повлекшее за собой, - как отметилисследователь А.В.Крюков,- идеологический раскол. Ортодоксальное
большинство получило название «постоянные
молокане». Тогда же возникает т.н. «донской
толк»; к 30-40 годам XIX в. Относится появление толков «общих» и «прыгунов». В пореформенный период молоканство начинает в своих
идеологических установках сближаться с баптизмом, результатом чегостал переход многих молокан в это вероучение.
Применительно
к Кубани, первое упоминание о молоканах относится к 1836 году. Тогда вокрестностях Анапы были обнаружены 236 душ
обоего пола последователей молоканства и субботничества, которые желали быть
причисленнымик «закубанским поселянам».
Все они были отправлены властями на
поселение в Закавказье.Активное проникновение молокан на Кубань
началось во второй половине XIX века. Однако, следует отметить,
что оно не получило столь широкого распространения, как субботничество и
хлыстовство. Число молоканв Кубанской
областик концу XIX века не превышало 1 тыс.
человек.
Секта
молокан стабильно присутствует на Кубани с1864г., когда её приверженцы появляются в станице Хадыженской. Скорее всего,
это были переселенцы из Таврической губернии. Именно туда в 60-е гг. XIX века, в
числе 10 семейств переселились братья Дий
и Гавриил Мазаевы, известные
миллионеры-молокане. До начала 1880-х годовэти сектанты придерживались своегоизначального вероучения, однако потом, в силу, пока неизвестных причин,
перешли в баптизм. Но, помимо этого, они обосновались также и в Прикубанье. До
конца 70-х годов 19 века число сектантов в населённых пунктах Прикубанья было
незначительным. К примеру, на 1872г. во всём Баталпашинском уездесектантов насчитывалось 597 душ обоего пола.
В 1877г. благочинный 10 округа отмечал: «Раскольников
в моёмблагочинии не много; в станице
Урупской молокане муж. пола -60 человек, жен. – 55; в станице Безскорбной,
Попутной и Отрадной – хлысты, тоже в небольшом количестве, не более 10». К
началу 20 века ситуация изменилась. В станице Урупской и селе Казьминском
насчитывалось 546 сектантов. В Казьминском в 1900г проживали 34 души муж. пола
и 46 душ жен., приверженцев молоканства. Тогда же в станице Отрадной проживали
баптисты, молокане, штундисты (103 чел.) В хлыстовстве подозревался 31 человек.
Десятое благочиние Кубанской области в епархиальных документах значилось как «боевое в сектантскомотношении» и требующее «особенно бдительногомиссионерского надзора, в особенности село
Казьминское – гнездо сектантства».
Согласно «Сведениям о состоянии миссии в
Ставропольской епархии за 1907 год» (Ставрополь,
1908 - с.62) из всех сёл и станиц 10 благочиннического округа Кубанской
области только в Казьминском проживали молокане и адвентисты. Так, когда же
появились сектанты в селе Казьминском? Утвердительно дать ответ на этот вопрос
сложно. Но имеются некоторые документы, позволяющие условно считать 1888 год
временем первого упоминания о молоканах и баптистах в селе. Приведём выдержку
из труда священника Н.Т.Михайлова: «…Из
событий в церковно-религиозной жизни села должно отметить появление в 1888 году
сектантства. Появление и развитие сектантского движения объясняется соседством
Тамбовского молоканского хутора (в 1 версте), и немецкой колонии
Великокняжеской, населённой баптистами, меннонитами, штундистами и адвентистами».
В делах Ставропольского епархиального миссионерского Совета есть отчёт о
состоянии сектантства в Казьминскомк
1900 году. Согласно отчёта в Казьминском проживали баптисты, молокане и
субботники. «Секты существуют более 11
лет. Основателями их были колонисты немцы и владельцы земельных участков, и
арендаторы, пришлые все». Руководителем молокан назван землевладелец
Макеев, а «ревностным членом» общины - Евфим
Трофимович Панков.
Настоятель
казьминской церкви Дмитрий Польский
писал в своём отчёте в 1900: «Вера и
нравоучение сектантов общее согласно вероучению всех баптистов и молокан,
живущих на Кавказе. Собрания бывают в селе и на хуторах вместежительства их, где они поют псалмы, стихи, читают Св.Писание и толкуют
его по своему смыслу».Действительно,
по сведениям исследователей сектантские селения представляли собой обособленные
поселения. Так, например, по данным Казьминского волостного правления в начале
ХХ века в волости, помимо «экономий» овцеводов - молокан Макеевых и Мазаевых
насчитывалось несколько молоканских хуторов. Среди них: Сирафимовича,
Тамбовский, Кучерявский, Ивановский.
Отношение
коренных жителей Казьминского к молоканам было, по меньшей мере, настороженным.
Во-первых, большинство крестьян были православными. Поэтому, к ним, как к любой
другойсекте относились отрицательно.
Во-вторых, большая часть молокан относилась к категории поздних переселенцев –
иногородних. Таковых коренные жители также недолюбливалиВ-третьих, замкнутость молоканской общины, так же как ив настоящее время, порождает всякие слухи и домыслы. Ну и,
в-четвёртых,молокане были весьма
успешными предпринимателями в регионе. В условиях развития капитализма, когда
усиливалось социальное неравенство, и разрушалась крестьянская община, это
очень сильно влияло на отношения между общинникамии сектантами. Последнее обстоятельство
побудило нас обратиться к вопросу о вкладе молокан в экономику Прикубанья.
Молокане
внесли огромный вклад в развитие экономикиСеверного Кавказа. На новые земли они перенесли опыт ведения хозяйства,
что позволило им, за довольно короткий промежуток времени, достигнуть больших
результатов в сельскохозяйственном производстве.
Первоначально,
молокане проживали в Северном Причерноморье в пределах Таврической губернии.
Бескрайние степи юга России приобрели свое хозяйственное значение еще в начале
XIX века. Этот регион стал центром тонкорунного овцеводства. Самыми известными
овцеводами на юге страны были молокане. Широкую известность из них приобрели
братьяМазаевы, Николенко и многие другие. Мазаевы составили целую династию овцеводов и вывели редчайшую
породу «мазаевских» овец, ставшую
основой для советских мериносов. К концу 60-х годов XIX века в причерноморских
губерниях насчитывалось свыше 7 миллионов мериносовых овец, т.е. более половины
их общего количества в стране. Но после отмены крепостного права в 1861 году,
началась крестьянская колонизация окраин страны. Возрос спрос на землю, ее цена
резко возросла. В Таврической и других губерниях овцеводство стало вытесняться
земледелием. Центры степного животноводства стали перемещаться на территорию
Предкавказья, где цены на землю все еще оставались низкими. Первыми скупщиками
земли на Ставрополье и Кубани были овцеводы из упомянутой Таврической губернии.
Они получили на Северном Кавказе общее название - «тавричане». На новых землях они создали громадные экономии –
капиталистические хозяйства и многочисленные хутора. Своими отарами мериносовых
овец, «тавричане», по свидетельству современников, заняли «почти все громадное пространство от Азовского до Каспийского морей».
Первыми из
«тавричан» появившимися в степях Предкавказья с отарами тонкорунных овец, были
молокане из Мелитопольского иБердянского уездов Таврической губернии. Среди них упомянутые нами Мазаевы, Николенко, Петрики. Для нас
вызывает интересистория братьев Мазаевых. Основателями северокавказского
тонкорунного овцеводства были Петр Диевич
и Гаврил Диевич Мазаевы. Их сыновья в
Кубанской области в 80-х годах арендовалиоколо 43 тыс. десятин войсковой земли и имели около 10 тыс. купленной.
Самые крупные овцеводческие хозяйства располагалисьна пространстве между реками Кубань и Лаба,
где находилось значительное количество крупных участков пожалованных земель,
т.е. на севере Баталпашинского отдела Кубанской области. В 1886 году у молокан станицы
Отрадной насчитывалось 82000 тонкорунных овец.Нам удалось найти
сведения за 1906 годо крупных
землевладельцах отдела, имеющих право участвовать в выборах в Государственную
Думу. Среди них фамилии молокан. Экономии молокан зачастую граничили с общинными
землями крестьян села Казьминского. На территории Казьминской волости имелось
несколько молоканских хуторов. Один из них, так и назывался – Молоканский, и
располагался в 2 верстах от села.
В экономии
Тимофея Мазаева, расположенной на земле станицы Отрадной, работало 150 человек
постоянных рабочих, а летом в покос – более 1500. Мазаеварабочие недолюбливали за неплатеж денег, за
побои за удержание паспортов. Эксплуатировались арендуемые землиочень безжалостно; молодые рощи, леса
сводились на нет, а сами земли вытаптывались громадными стадами овец и поэтому
на них долгие годы ничего не прорастало кроме густого бурьяна. В 1902 году журнал «Мир Божий» писал о
«тавричанах»: «...если в степях
СеверногоКавказа вообще нет недостатка
в хищниках, то первое место среди них по алчности, грубым и до крайности
бесцеремонным приемам опутывания своих жертв, бесспорно, принадлежит
«тавричанам».
При
этомследует отметить, что у молокан
сформировалась своеобразная трудовая этика. Труд был священной обязанностью
каждого члена общины. Тунеядство, пьянствопорицалось и жестко пресекалось.Молоканствовозникло как секта в
православии, поэтому мы можем найти некоторые аналогии в русском
старообрядчестве. Известно, что крупнейшие купеческие династии дореволюционной
России имели корни именно в старообрядчестве, гдетруд был также священной обязанностью.
Таким
образом, мы видим,что ииз среды молокан и старообрядцев чаще
выходили предприимчивые, трудолюбивые, смекалистые, «оборотливые», крепкие
люди. Именно в этой среде формировался тип «русского капиталиста». Несомненно,
на формирование предприимчивой личности среди молокан большую роль сыграла
трудовая этика протестантов. Вспомним учение Ж. Кальвинаопредопределении. Об избранности человека Богом, можно было судитьпо тому, насколькоон успешен в делах предпринимательства.
В
заключение отметим, что сведения о ранних страницах истории молоканской общины
в нашем селе имеют практическое значение. Хотя бы потому, что можно соединить
два периода истории казьминских молокан. Первый с 1888 – по 1-ю половину ХХ
века, и второй – с конца 1980-х годов и по настоящее время. Мы не ставили задачу рассмотрения вопросов
материальной и духовной культуры. Этому должна предшествовать огромная работа
по сбору полевого материала. Однако, такая работа уже началась силами
активистов школьного музея.
При использовании материала, ссылка на авторов
статьи обязательна!