Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Погода

Казьминское 

Казьминскому - 152

Статистика

Статистика ucoz

Социальные сети

Полезные ссылки





Воскресенье, 18.08.2019, 17:37
|Приветствую Вас Мимолётный посетитель | RSS

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
            МОУ СОШ №16 с.КАЗЬМИНСКОЕ            
Главная | Мой профиль | Выход | Вход

Молокане с.Казьминского. История


        Мкртчян Марианна, выпускница МОУ СОШ №16

       С.Н.Котов,

учитель истории МОУ СОШ №16,

 рук. историко-краеведческого музея

 

                   Община молокан села Казьминского: страницы истории  (XIX– начало XX вв.)

 

      Молоканские общины, появившиеся на Кавказе в начале XIX в. представляют собой уникальное явление. Вследствие своей замкнутости они сохранили своеобразный образ жизни, культуру, изучение которой представляет интерес.  В течение всей своей истории молокане  постоянно переселялись. В результате всех этих переселений, они  приобрели огромный опыт приспособления к новым природным, этническим, правовым условиям, сохраняя при этом свою самобытность. В начале XXI столетия Прикубанье стало одним из центров духовных христиан - молокан (далее - ДХМ)  современной России. В с. Кочубеевском возведён один из крупнейших молитвенных домов на юге страны.  В 1997 году  здесь прошел представительный форум Союза ДХМ. Здесь же проживает и старший пресвитер Союза – Тимофей Щетинкин. Такие конгрессы стали проводиться регулярно.  Обращение к данной теме обусловлено  тем обстоятельством, что современная история молокан в селе насчитывает чуть более двух десятков лет.  В конце 1980-х годов в Казьминское из Закавказья переселилась большая партия молокан и баптистов. Однако, из опросов, проведённых мной, становится очевидным, что нынешние молокане почти ничего не знают о существовании общин единоверцев в нашем селе в дореволюционный период. А ведь, согласно документам, молокане впервые были зафиксированы в Казьминской волости в 1888 году.

В статье использовались различные виды источников. Среди них: архивные документы, периодическая печать, продолжающиеся издания, статистические материалы, полевой материал, научные статьи, монографии и  т.д.  В качестве источника использованы и материалы молоканской печати. В настоящее время  издаются журналы, где  содержится информация о  современном состоянии некоторых молоканских общин. Это журналы «Весть», «Млечный путь» и т.д. 

Секта молокан возникла в конце 60-х годов XVIII века в центральной России в   крестьянской среде и вскоре приобрела последователей в кругах мещанства и купечества. Основателем секты был деревенский портной из Тамбовской губернии Семён Матвеевич Уклеин. Специалист по истории сектантства В.Д. Бонч-Бруевич отмечал: «Распространение молокан в первой половине XIXв. Было огромно. Они не только заселили Ставропольскую губернию, не только жили в Крыму, но также жили целыми поселениями  в Тамбовской, Воронежской, Самарской, Саратовской и Астраханской губерниях, переселились в большом количестве в Сибирь, Закавказье, Среднюю Азию...». Правительство Николая I предприняло все меры для выселения сектантов подальше от центра страны. Первоначально в Новороссию, а затем в Закавказье. Как отмечает А.И. Клибанов, царизм, после не увенчавшихся успехом попыток репрессивными мерами покончить с духоборством, в начале XIX века пытался локализовать его. Основной контингент духоборов из Воронежской, Тамбовской, Екатеринославской, Харьковской губернии переселился в Мариупольский уезд Новороссийской губернии.

 «Начало законодательно оформленному водворению русских переселенцев на территории Закавказья было положено в 1830г.: 20 октября последовало первое  правительственное распоряжение о переселении раскольников и сектантов в так называемые Закавказские провинции. С утверждением этого указа прекращалось переселение их в Новороссийский край, до этого времени служащий на юге России основным местом ссылки раскольников и сектантов»,  - отмечается в работе историка Д.И.Исмаил-Заде.

 В Ставропольском государственном архиве огромное число документов, рассказывающих об этом. Большие партии сектантов переправляли этапом через Ставрополье и Кубань  в Закавказские губернии. Вот фрагмент переписки с кавказским гражданским губернатором: «21 июня 1841г. Секретно… Новороссийский и Бессарабский губернатор уведомляет, что из Мелитопольского уезда Таврической губернии выступает 1-я партия духоборцев, назначенных, вследствие Высочайшего Его императорского величества повеления к переселению за Кавказ в Ахалцихский уезд. Партия состоит из 71 семейства и к концу сего месяца будет вне пределов Новороссийского края».

Необходимо отметить, что на Кавказ издавна бежали от преследования властей представители различных религиозных  течений.  Вспомним казаков-некрасовцев, ушедших от царя, после поражения восстания Кондратия Булавина в начале XVIII века.

К началу XIX века у молокан выделилась богатая верхушка, произошло имущественное расслоение, повлекшее за собой, - как отметил  исследователь А.В.Крюков,- идеологический раскол. Ортодоксальное большинство получило название «постоянные молокане». Тогда же возникает т.н. «донской толк»; к 30-40 годам XIX в. Относится появление толков «общих» и «прыгунов». В пореформенный период молоканство начинает в своих идеологических установках сближаться с баптизмом, результатом чего  стал переход многих молокан в это вероучение.

Применительно к Кубани, первое упоминание о молоканах относится к 1836 году. Тогда в  окрестностях Анапы были обнаружены 236 душ обоего пола последователей молоканства и субботничества, которые желали быть причисленными  к «закубанским поселянам».  Все они были отправлены властями на поселение в Закавказье.  Активное проникновение молокан на Кубань началось во второй половине XIX века. Однако, следует отметить, что оно не получило столь широкого распространения, как субботничество и хлыстовство. Число молокан  в Кубанской области  к концу XIX века не превышало 1 тыс. человек.

Секта молокан стабильно присутствует на Кубани с  1864г., когда её приверженцы появляются в станице Хадыженской. Скорее всего, это были переселенцы из Таврической губернии. Именно туда в 60-е гг. XIX века, в числе 10 семейств переселились братья Дий и Гавриил Мазаевы, известные миллионеры-молокане. До начала 1880-х годов  эти сектанты придерживались своего  изначального вероучения, однако потом, в силу, пока неизвестных причин, перешли в баптизм. Но, помимо этого, они обосновались также и в Прикубанье. До конца 70-х годов 19 века число сектантов в населённых пунктах Прикубанья было незначительным. К примеру, на 1872г. во всём Баталпашинском уезде  сектантов насчитывалось 597 душ обоего пола. В 1877г. благочинный 10 округа отмечал: «Раскольников в моём  благочинии не много; в станице Урупской молокане муж. пола -60 человек, жен. – 55; в станице Безскорбной, Попутной и Отрадной – хлысты, тоже в небольшом количестве, не более 10». К началу 20 века ситуация изменилась. В станице Урупской и селе Казьминском насчитывалось 546 сектантов. В Казьминском в 1900г проживали 34 души муж. пола и 46 душ жен., приверженцев молоканства. Тогда же в станице Отрадной проживали баптисты, молокане, штундисты (103 чел.) В хлыстовстве подозревался 31 человек. Десятое благочиние Кубанской области в епархиальных документах значилось как «боевое в сектантском  отношении» и требующее «особенно бдительного  миссионерского надзора, в особенности село Казьминское – гнездо сектантства». 

 Согласно «Сведениям о состоянии миссии в Ставропольской епархии за 1907 год» (Ставрополь, 1908 - с.62) из всех сёл и станиц 10 благочиннического округа Кубанской области только в Казьминском проживали молокане и адвентисты. Так, когда же появились сектанты в селе Казьминском? Утвердительно дать ответ на этот вопрос сложно. Но имеются некоторые документы, позволяющие условно считать 1888 год временем первого упоминания о молоканах и баптистах в селе. Приведём выдержку из труда священника Н.Т.Михайлова: «…Из событий в церковно-религиозной жизни села должно отметить появление в 1888 году сектантства. Появление и развитие сектантского движения объясняется соседством Тамбовского молоканского хутора (в 1 версте), и немецкой колонии Великокняжеской, населённой баптистами, меннонитами, штундистами и адвентистами». В делах Ставропольского епархиального миссионерского Совета есть отчёт о состоянии сектантства в Казьминском  к 1900 году. Согласно отчёта в Казьминском проживали баптисты, молокане и субботники. «Секты существуют более 11 лет. Основателями их были колонисты немцы и владельцы земельных участков, и арендаторы, пришлые все». Руководителем молокан назван землевладелец Макеев, а «ревностным членом» общины - Евфим Трофимович Панков.

Настоятель казьминской церкви Дмитрий Польский писал в своём отчёте в 1900: «Вера и нравоучение сектантов общее согласно вероучению всех баптистов и молокан, живущих на Кавказе. Собрания бывают в селе и на хуторах в  месте  жительства их, где они поют псалмы, стихи, читают Св.Писание и толкуют его по своему смыслу». Действительно, по сведениям исследователей сектантские селения представляли собой обособленные поселения. Так, например, по данным Казьминского волостного правления в начале ХХ века в волости, помимо «экономий» овцеводов - молокан Макеевых и Мазаевых насчитывалось несколько молоканских хуторов. Среди них: Сирафимовича, Тамбовский, Кучерявский, Ивановский.

Отношение коренных жителей Казьминского к молоканам было, по меньшей мере, настороженным. Во-первых, большинство крестьян были православными. Поэтому, к ним, как к любой другой  секте относились отрицательно. Во-вторых, большая часть молокан относилась к категории поздних переселенцев – иногородних. Таковых коренные жители также недолюбливали  В-третьих, замкнутость молоканской общины, так же как и  в настоящее время, порождает всякие слухи и домыслы. Ну и, в-четвёртых,  молокане были весьма успешными предпринимателями в регионе. В условиях развития капитализма, когда усиливалось социальное неравенство, и разрушалась крестьянская община, это очень сильно влияло на отношения между общинниками  и сектантами. Последнее обстоятельство побудило нас обратиться к вопросу о вкладе молокан в экономику Прикубанья.

Молокане внесли огромный вклад в развитие экономики  Северного Кавказа. На новые земли они перенесли опыт ведения хозяйства, что позволило им, за довольно короткий промежуток времени, достигнуть больших результатов в сельскохозяйственном производстве.

Первоначально, молокане проживали в Северном Причерноморье в пределах Таврической губернии. Бескрайние степи юга России приобрели свое хозяйственное значение еще в начале XIX века. Этот регион стал центром тонкорунного овцеводства. Самыми известными овцеводами на юге страны были молокане. Широкую известность из них приобрели братья   Мазаевы, Николенко и многие другие. Мазаевы составили целую династию овцеводов и вывели редчайшую породу «мазаевских» овец, ставшую основой для советских мериносов. К концу 60-х годов XIX века в причерноморских губерниях насчитывалось свыше 7 миллионов мериносовых овец, т.е. более половины их общего количества в стране. Но после отмены крепостного права в 1861 году, началась крестьянская колонизация окраин страны. Возрос спрос на землю, ее цена резко возросла. В Таврической и других губерниях овцеводство стало вытесняться земледелием. Центры степного животноводства стали перемещаться на территорию Предкавказья, где цены на землю все еще оставались низкими. Первыми скупщиками земли на Ставрополье и Кубани были овцеводы из упомянутой Таврической губернии. Они получили на Северном Кавказе общее название - «тавричане». На новых землях они создали громадные экономии – капиталистические хозяйства и многочисленные хутора. Своими отарами мериносовых овец, «тавричане», по свидетельству современников, заняли «почти все громадное пространство от Азовского до Каспийского морей».

Первыми из «тавричан» появившимися в степях Предкавказья с отарами тонкорунных овец, были молокане из Мелитопольского и  Бердянского уездов Таврической губернии. Среди них упомянутые нами Мазаевы, Николенко, Петрики. Для нас вызывает интерес  история братьев Мазаевых. Основателями северокавказского тонкорунного овцеводства были Петр Диевич и Гаврил Диевич Мазаевы. Их сыновья в Кубанской области в 80-х годах арендовали  около 43 тыс. десятин войсковой земли и имели около 10 тыс. купленной. Самые крупные овцеводческие хозяйства располагались  на пространстве между реками Кубань и Лаба, где находилось значительное количество крупных участков пожалованных земель, т.е. на севере Баталпашинского отдела Кубанской области. В 1886 году у молокан станицы Отрадной насчитывалось 82000 тонкорунных овец. Нам удалось найти сведения за 1906 год  о крупных землевладельцах отдела, имеющих право участвовать в выборах в Государственную Думу. Среди них фамилии молокан. Экономии молокан зачастую граничили с общинными землями крестьян села Казьминского. На территории Казьминской волости имелось несколько молоканских хуторов. Один из них, так и назывался – Молоканский, и располагался в 2 верстах от села.

В экономии Тимофея Мазаева, расположенной на земле станицы Отрадной, работало 150 человек постоянных рабочих, а летом в покос – более 1500. Мазаева  рабочие недолюбливали за неплатеж денег, за побои за удержание паспортов. Эксплуатировались арендуемые земли  очень безжалостно; молодые рощи, леса сводились на нет, а сами земли вытаптывались громадными стадами овец и поэтому на них долгие годы ничего не прорастало кроме густого бурьяна.   В 1902 году журнал «Мир Божий» писал о «тавричанах»: «...если в степях Северного  Кавказа вообще нет недостатка в хищниках, то первое место среди них по алчности, грубым и до крайности бесцеремонным приемам опутывания своих жертв, бесспорно, принадлежит «тавричанам».  

При этом  следует отметить, что у молокан сформировалась своеобразная трудовая этика. Труд был священной обязанностью каждого члена общины. Тунеядство, пьянство   порицалось и жестко пресекалось.  Молоканство   возникло как секта в православии, поэтому мы можем найти некоторые аналогии в русском старообрядчестве. Известно, что крупнейшие купеческие династии дореволюционной России имели корни именно в старообрядчестве, где  труд был также священной обязанностью.

Таким образом, мы видим,  что и  из среды молокан и старообрядцев чаще выходили предприимчивые, трудолюбивые, смекалистые, «оборотливые», крепкие люди. Именно в этой среде формировался тип «русского капиталиста». Несомненно, на формирование предприимчивой личности среди молокан большую роль сыграла трудовая этика протестантов. Вспомним учение Ж. Кальвина   о  предопределении. Об избранности человека Богом, можно было судить  по тому, насколько  он успешен в делах предпринимательства.

В заключение отметим, что сведения о ранних страницах истории молоканской общины в нашем селе имеют практическое значение. Хотя бы потому, что можно соединить два периода истории казьминских молокан. Первый с 1888 – по 1-ю половину ХХ века, и второй – с конца 1980-х годов и по настоящее время.  Мы не ставили задачу рассмотрения вопросов материальной и духовной культуры. Этому должна предшествовать огромная работа по сбору полевого материала. Однако, такая работа уже началась силами активистов школьного музея.

 

При использовании материала, ссылка на авторов статьи обязательна!


© Котов С.Н., Асланов Х.А., 2019