Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Погода

Казьминское 

Казьминскому - 152

Статистика

Статистика ucoz

Социальные сети

Полезные ссылки





Воскресенье, 18.08.2019, 17:27
|Приветствую Вас Мимолётный посетитель | RSS

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
            МОУ СОШ №16 с.КАЗЬМИНСКОЕ            
Главная | Мой профиль | Выход | Вход

Устная история


ЧТО ТАКОЕ УСТНЫЙ ИСТОЧНИК?
     Вам, возможно, придется заняться тем, что историки во всем мире называют "устной историей”. Устная история – это записанные на видеокамеру или магнитофонную пленку воспоминания людей о своей жизни, о событиях прошлого, свидетелями которых они были. Рассказы людей историки собирали всегда, даже в античности. В переводе с древнегреческого "хисторио” означает " хожу, расспрашиваю, узнаю”. Однако со второй половины ХХ века появились технические средства, которые облегчили запись этих рассказов и дали возможность передавать их так, как они были услышаны – со всеми нюансами интонации и лексики. Это магнитофонная запись. По мере того как историков все больше интересовали биографии обычных людей и судьбы тех социальных слоев, которые редко оставляют свои письменные воспоминания, метод магнитофонной записи применялся все шире.
     Сейчас все чаще используется уже не магнитофонная, а видеозапись. В самом деле, видеокамера дает еще больше возможностей – фиксируются не только голос и интонация, но и облик, жесты, движения, мимика и даже обстановка, окружающая вашего собеседника. Однако тут есть и свои немалые сложности. Видеокамера требует от вашего собеседника гораздо более длительного привыкания: даже на небольшой магнитофон многие люди реагирует нервозно, а здесь они постоянно находятся под объективом. Кроме того, нарушается и такой существенный для многих фактор, как анонимность записи, ведь голос не так распознаваем, как изображение. Все это может негативно сказаться на вашей беседе и в результате привести к тому, что вы не получите важной информации. Видеозапись предполагает коллективную работу, ваше интервью получится качественным только в том случае, если оно проводится двумя интервьюерами, где один задает вопросы, а другой снимает на камеру.
  
ПОИСК СОБЕСЕДНИКОВ
     Готовясь к тому, чтобы заняться "устной историей” и, следовательно, проведением исторических интервью, прежде всего важно определить, какого рода информацию вы хотите получить. Если вас интересует, например, конкретный исторический эпизод или период, вам нужно выстраивать тематическое интервью, в котором биография вашего собеседника — только часть исторического "реквизита”. Если вас, наоборот, интересует вся история жизни человека, то нужно ориентироваться на автобиографическое интервью.

Что самое важное в потенциальном собеседнике:
а) желание говорить откровенно и говорить для записи;
б) способность в какой-то мере осмыслять свой собственный жизненный опыт;
в) наблюдательность и способность запоминать детали;
г) желание вспоминать прошлое.

Самый простой способ найти подходящих собеседников — начать расспрашивать близких и знакомых. Среди них обязательно найдутся люди с интересной биографией. Если вы хотите узнать о каких-то конкретных исторических событиях, спрашивайте о людях, которые ведут записи или проявляют интерес к местной истории. Если вас интересует какой-нибудь период в истории вашего города, деревни, поселка, то, расспрашивая одного человека, попросите назвать вам и других людей, которые могли бы рассказать вам о том же времени. Очень часто именно так и находятся свидетели - по цепочке от одного к другому. Если вы еще не знакомы с человеком лично и первый ваш контакт происходит, например, по телефону, не волнуйтесь, даже если поначалу встретите некоторое сопротивление и недоверие. Постарайтесь поставить себя на место человека, которого просят рассказать историю своей жизни: согласиться на нечто подобное бывает нелегко. В этом случае полезно назвать имя человека, которого ваш собеседник знает: такой-то посоветовал мне обязательно обратиться к вам. Можно написать письмо, коротко объяснить, чем вы занимаетесь; постарайтесь приложить заметку, вырезку или фотографию, которая может заинтересовать вашего предполагаемого собеседника или напомнить ему о прошлом. Однако не надейтесь, что вам обязательно ответят на письмо. Лучше через несколько дней позвонить самому и спросить, нельзя ли провести интервью. Человека, с которым вы не знакомы, поначалу бывает очень трудно уговорить на беседу. Не удивляйтесь, если вы устанете от телефонных переговоров с ним. Как объяснить будущему собеседнику, для чего вы хотите провести с ним интервью? Достаточно самых простых слов: "Меня очень интересует ваша биография”. Или: "Мы занимаемся историей людей, которые... Мы беседуем с теми, кто может нам об этом рассказать”. Некоторые из ваших возможных собеседников будут приводить доводы, почему они, по их мнению, не годятся для интервью, скажут, что не очень хорошо знали об интересующем вас сюжете или что их подводит память. Объясните, что будете благодарны, если с вами все-таки поделятся тем, что помнят, постарайтесь дать толчок к тому, чтобы они начали вспоминать. 

ПОДГОТОВКА К ИНТЕРВЬЮ
Прежде чем начать расспрашивать человека о его жизни или о каком-то периоде в его жизни, необходимо подготовиться к этому разговору. Скажем, если в его биографии вас интересуют военные или послевоенные годы, необходимо хорошо знать исторический фон. Таким образом, вы покажете вашему собеседнику, что относитесь к интервью серьезно. Пожилые люди часто оговариваются, путают города и годы, вы же должны быть в состоянии направить разговор в нужное русло.  

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕРВЬЮ
Договоритесь о времени, удобном для вашего собеседника. Постарайтесь условиться так, чтобы у вас обоих было не менее двух свободных часов. Если не будет хватать времени, ответы могут быть скомканными, и интервью получится сжатым и неудачным. (Это, конечно, не означает, что интервью должно длиться только два часа). Если вашему собеседнику есть о чем рассказать, а вам — о чем спросить, вы можете прийти к нему несколько раз и сделать многочасовую беседу.  

МЕСТО
 Постарайтесь, чтобы во время интервью вы с вашим собеседником остались наедине и чтобы вокруг было как можно меньше шума, отвлекающих моментов. Из внешних помех самые существенные — телефонные звонки, маленькие дети, неожиданные приходы посторонних. Надо помнить, что на результаты интервью, как смысловые, так и эмоциональные, чрезвычайно влияет место проведения, время года и дня. Например, для работоспособного сельского жителя летние месяцы — не самое удачное время для интервью, он неохотно пойдет на беседу до захода солнца, то есть до тех пор, пока не будет закончена работа в поле, в огороде и в саду. Сельский житель предпочтет во время вашей встречи оставаться у себя дома , и это может быть для вас очень удобно. Домашняя обстановка, быт и вещи, фотографии, окружающие человека, могут дать вам о нем очень важные дополнительные сведения. С городскими жителями часто бывает так, что они предпочитают вести с вами разговор вне дома, образно говоря, "на лавочке”. Иногда это способствует тому, чтобы человек оторвался от привычной жизни и погрузился в прошлое. В любом случае не забывайте попросить показать вам старые фотографии или какие-нибудь важные в его биографии документы: справки, грамоты, ордена и медали и пр. Это всегда улучшает процесс вспоминания и дает вам возможность оценить услышанный рассказ с точки зрения его исторической достоверности. В самом крайнем случае, если у вас нет другого выхода и ваш предполагаемый собеседник не соглашается ни на какой другой вариант, можно провести разговор и по телефону. Это очень сложный вид интервью, и беседа может получиться у вас лишь в том случае, если вашему собеседнику захочется "исповедаться” вам, не видя вас.  

ТЕХНИКА ЗАПИСИ ИНТЕРВЬЮ

 Было бы очень хорошо, если бы вы могли записать вашу беседу на магнитофонную пленку или на видеокамеру. Однако если у вас возникнут проблемы с техникой, это может помешать интервью. Поэтому прежде чем идти на интервью, убедитесь, что вы умеете обращаться с магнитофоном, или видеокамерой, включать, останавливать, менять пленку или кассету. Будет очень неприятно, если в процессе беседы вы обнаружите, что забыли что-то нужное. Составьте заранее список того, что вам необходимо захватить с собой: запасные кассеты, микрофоны, провода, батарейки, удлинители и т.д. Старайтесь не пользоваться кассетами длиннее 90-минутных, они имеют обыкновение перекручиваться и рваться. Заранее зарядите аккумулятор видеокамеры, или включите её в сеть. Используйте штатив. Не забудьте захватить блокнот — в нем удобно записывать вопросы, которые могут у вас возникнуть в ходе беседы. Прежде чем начать разговор, обязательно сделайте контрольную запись, чтобы убедиться, что все в порядке. Кроме того, это помогает людям перестать бояться техники. Им может быть интересно услышать звук своего голоса. Что же делать, если у вас нет магнитофона, а тем более видеокамеры? Отказаться от интервью? Вовсе нет, хотя ваша задача будет более трудной и результат может оказаться несколько иным. Если вы не будете успевать записывать за рассказчиком дословно и, наоборот, надеетесь на свою память, лучше записывайте в основном имена, даты и отдельные ключевые слова. В этом случае постарайтесь слушать вашего собеседника как можно внимательнее и, вернувшись домой, сразу же, не откладывая, запишите все, что сохранилось у вас в памяти. Обычно в таком случае полезно бывает прийти к собеседнику не один раз, чтобы проверить правильность сделанной по памяти записи.
 
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ
    Во время вашей встречи с собеседником надо показать, что вы относитесь к нему с уважением: придите точно к назначенному времени и снова объясните, чем вы занимаетесь и почему для вас так важно это интервью. Ответьте на вопросы вашего собеседника и еще раз, если речь идет о тематическом интервью, обозначьте темы, которые вас интересуют. Некоторые собеседники захотят вначале просто поговорить о здоровье, о погоде. Не торопите их, не перебивайте, это создаст доверительную атмосферу. Психологически для проведения беседы лучше начать разговор самому и несколько слов рассказать о себе — это тоже улучшит контакт с вашим собеседником. Если же ваш собеседник захочет приступить к интервью немедленно, с первой же минуты вашего прихода, воспользуйтесь этим и не теряйте времени. Не пытайтесь спрятать от собеседника записывающую технику, если пришли с магнитофоном, то поставьте его так, чтобы он как можно меньше привлекал внимание. Очень скоро ваш собеседник просто перестанет обращать на него внимание. Но если вы будете прерывать интервью и возиться с записью, ваш собеседник начнет отвлекаться и может утратить нить рассказа. Если вы принесли с собой какие-нибудь фотографии и документы, относящиеся к теме, покажите их собеседнику.
   Обязательно попросите его показать вам то, что есть у него: фотографии, документы и т.п. Это прекрасно стимулирует память и устанавливает доверительные отношения. Собеседнику будет приятно видеть вашу заинтересованность. Желательно записать на пленку или в блокнот имя интервьюируемого, тему, место и время проведения интервью. Но делайте это заранее или уже в самом конце, потому что это может придать беседе налет излишней официальности. Если ваш собеседник по каким-либо причинам не хочет называть свое имя, вы должны сразу же соглашаться, ведь главное для вас  — полученная информация, а собеседника вы можете обозначить и инициалами. Человек подробнее и лучше ответит на вопросы и расскажет о своей жизни, если сложится доверительная и дружеская атмосфера беседы. Это вовсе не значит, что вы всегда должны с ним соглашаться, но для вас, прежде всего, важно не доказать свою правоту, а получить ту информацию, которую он вам сообщит.
    Помните: соглашаясь на интервью, люди доверяют вам часть своей жизни. И их можно просить об этом только в том случае, если вы с уважением отнесетесь к их рассказу, если вы не злоупотребите полученными сведениями. Помните, что существует множество тем, которые люди не хотели бы обсуждать. Поэтому надо вести себя так, чтобы собеседник мог обойти разговор на неприятные для него темы. Вы должны заботиться о конфиденциальности беседы. В начале каждого интервью обязательно говорите: "Как только вы захотите сказать что-нибудь не для записи, мы выключим магнитофон”. Или: "Если вы не хотите, чтобы какие-то сведения остались записанными на пленку, мы можем их потом стереть”. Это очень успокаивает людей, на самом же деле такое происходит достаточно редко. Если вам неинтересно, о чем рассказывает ваш собеседник, он это поймет и отвечать будет так, словно вы отнимаете у него время. Напротив, люди охотно стараются припомнить то, что вам нужно, если почувствуют вашу заинтересованность. Не забудьте, что все люди очень разные, и это может проявляться самым неожиданным образом.
    Не делайте заранее предположений относительно того, что они собой представляют. Люди быстро почувствуют ваше предубеждение. Считайте, что вы не знаете, о чем он думает, что испытал, пока он с вами не поделится. Человек, которого вы расспрашиваете, может вам понравиться или не понравиться, вы можете соглашаться или не соглашаться с его точкой зрения. Однако вы пришли к нему, чтобы узнать о его жизни, а не для того, чтобы судить его или перевоспитывать. То, что он думает и чувствует, это тоже часть истории, нравится вам это или нет. Каковы бы ни были ваши убеждения, если вы занимаетесь историей, то должны работать с самыми разными людьми — может быть, они боролись друг против друга, может быть, и сейчас борются. Во время интервью вы должны выступать не как сторонник одной из общественных группировок, а как человек, собирающий историческую информацию. А это возможно сделать, только узнав разные точки зрения. Пусть ваш собеседник почувствует, что вы серьезно относитесь к его рассказу. Иногда бывает трудно оценить свое поведение. Нелегко посмотреть на себя со стороны. Если в ходе интервью у вас возникают неприятные моменты, подумайте, не связаны ли они с вашей манерой держаться. Можно попросить кого-нибудь прослушать или посмотреть ваше интервью (если оно записано на пленку) и высказать мнение о вашем поведении и о том, как вы задаете вопросы.
   Вы, наверное, часто видели по телевизору, как проводятся интервью. Отвечающий старается выглядеть как можно лучше, а интервьюер пытается смутить или вывести его из себя. Подобная практика здесь не годится. Ваши отношения с собеседником должны быть благожелательными — вы вместе работаете над записью его истории. Историческое интервью строится на вашем умении разговорить собеседника. Используйте природное умение людей рассказывать. Поощряйте собеседника, но не торопите, не прерывайте, даже если рассказ выходит за границы ваших интересов. Некоторые отвечают коротко, другие длинно. Не ломайте стиль рассказа, свойственный собеседнику. Ведь ваша задача, чтобы он рассказал СВОЮ историю, собственными словами, а не слушал вас. Поэтому ограничьте свои реплики краткими вопросами, стимулирующими рассказ. Не скупитесь на выражение внимания и интереса, но воздерживайтесь от собственных суждений. Однако сохраняйте равновесие; если вы вообще не будете реагировать на рассказ, интервью получится неудачным.
    Старайтесь как можно глубже исследовать одну тему, прежде чем переходить к другой, постарайтесь получить больше информации, узнать больше деталей, фактов. Не нервничайте, если во время интервью возникают паузы. Научитесь отличать, когда ваш собеседник закончил свой рассказ, а когда колеблется, не зная, о чем теперь говорить. Иногда люди делают паузу, чтобы затем сказать о чем - либо важном. Слушайте собеседника, не слишком полагаясь на заранее составленные вами вопросы. Только внимательно слушая, вы сможете задать по ходу интервью хороший вопрос. А несколько неуместных вопросов могут "закрыть” для вас все дальнейшее повествование. Избегайте вопросов "в лоб”, на которые можно получить только односложные ответы. Спрашивайте: "Какова была работа?”, а не "Трудно или легко было работать?”. Формулируйте вопросы так, чтобы они направленно возвращали память собеседника к определенной теме, истории, событию и позволяли ответить неоднозначно. Например: "Какая история вам вспоминается в связи с этим? Какое событие вы могли бы вспомнить? Расскажите подробно о характере вашей работы в эти годы, в этом месте, с этим человеком” и т.п. Избегайте "прижимающих к стенке” вопросов. Спрашивайте не: ЧТО тогда ВЫ чувствовали, а ЧТО чувствовали тогда люди? В этом случае ваш собеседник сам решит, рассказывать ли вам, что он тогда чувствовал. Стремитесь к тому, чтобы интервью ограничивалось собственным личным опытом собеседника. Постарайтесь, чтобы он не начал говорить "вообще”, добивайтесь конкретной информации, примеров и т.п. Например, если ваш собеседник скажет вам: "Тогда все плохо жили”,— спросите, что это конкретно означает, попросите привести примеры. Спрашивайте, как человек узнал о том, о чем он вам рассказывает. Впоследствии это поможет определить, насколько достоверен его рассказ. Помните: вы не проводите перекрестный допрос в суде. Ваш собеседник не обязан доказывать, что он говорит правду или был прав, поступив таким образом. Не говорите собеседнику, что его восприятие фактов ошибочно. Записывайте в блокнот ваши наблюдения, то, что не может быть зафиксировано магнитофонной пленкой — позу рассказчика, манеру говорить, язык жестов, иллюстрирующий отдельные эпизоды рассказа. Запомните, самое главное условие удачного интервью: ваш собеседник, его жизнь, должны быть для вас интересны.

Источник: Рекомендации участникам Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории. Россия - ХХ век".


© Котов С.Н., Асланов Х.А., 2019