Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Погода

Казьминское 

Казьминскому - 152

Статистика

Статистика ucoz

Социальные сети

Полезные ссылки





Вторник, 18.06.2019, 07:21
|Приветствую Вас Мимолётный посетитель | RSS

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
            МОУ СОШ №16 с.КАЗЬМИНСКОЕ            
Главная | Мой профиль | Выход | Вход

Как подготовить выставку. Рекомендации КЦЭТК


Подготовка и создание выставки

 

Выставка это совокупность предметов выставленных для обозрения и имеющая временный характер. Выставки могут быть стационарными и передвижными.

Любая  создаваемая выставка независимо от длительности ее работы и размеров является  полноценной экспозицией и строится на музейных материалах, имеет научно обоснованную структуру и продуманное художественное или образное решение.

 

Подготовка к созданию выставки

 

Начало работы по созданию выставки не отличается от первого этапа любой научной работы и состоит из разработки концепции.

Концепция выставки включает в себя:

  1. Обоснование и актуальность темы, основной проблемы.
  2. Тематическую структуру и особенности содержания выставки.
  3. Характеристику источниковой базы.
  4. Перечень требований к художественному или образному решению.

 

На основе концепции разрабатывается тематико-экспозиционный план (ТЭП) который отражает конкретный состав экспозиционных материалов и их группировку в соответствии с тематической структурой. ТЭП включает в себя наименование разделов, тем, подтем, тематических комплексов, ведущие тексты, аннотации, перечень экспонатов в экспозиционных комплексах, сведения о характере экспонатов (подлинник, копия, воспроизведение и т.д.), их размеры. В приложениях к ТЭП дается этикетаж.

 

Проектирование выставки:

  1. Создание рабочих чертежей (наброски)
  2. Разработка монтажных листов (предварительная раскладка экспозиционных материалов, ведущих текстов и этикеток на планируемом оборудовании).

 

Требования к оформлению выставки

 

  1. Наличие образа выставки, который создается путем подбора тематических комплексов (группа предметов, объединенных по содержанию и образующих целостную композицию).
  2. Наличие и грамотность текстов выставки. Ведущий текст короткий и ясный (аналогичный эпиграфу в литературных произведениях)  должен выражать  направленность экспозиции в целом. Объяснительные тексты (аннотации) к экспонатам с наличием полной информации о них.
  3. Художественное оформление выставки направлено на создание образа, в основе которого лежит ценность музейного памятника (экспоната), Недопустимо, когда экспозиционный образ создается главным образом художественно-изобразительными средствами, стилизацией и усилением активности оборудования.
  4. Выставочное оборудование должно быть относительно легким и мобильным, приспособленным к переездам, безопасным в эксплуатации. Главным критерием является способность обеспечить  сохранность экспонатов.

 

Подготовка и проведение экскурсии

 

Экскурсией называется коллективный просмотр музея, выстави или внемузейного объекта, проводимый по намеченному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

 

Подготовка к экскурсии

 

Качество и эффективность экскурсии значительно выше, если имеется научно-методическая документация и собран обширный справочный материал к экскурсии. Наличие разнообразных материалов определяет качество и способствует повышению методического уровня экскурсии и мастерства экскурсовода.

Методическая разработка является основным документом и служит руководством для проведения экскурсии, этот документ представляет собой уточненный развернутый план экскурсии с методическими указаниями. Определяет объекты и приемы показа, маршрут и продолжительность. Методическая разработка оформляется следующим образом:

- титульный лист;

- целевая установка;

- вводная беседа;

- основная часть экскурсии;

- заключительная беседа.

 

Титульный лист

Указывается тема экскурсии, продолжительность, фамилия составителя.

 

Целевая установка

В тезисной форме отмечаются основные положения экскурсии и ее задачи (образовательные, воспитательные).

Правильно поставленная и четко сформулированная цель экскурсии дает возможность экскурсоводу  сконцентрировать внимание слушателей на главных вопросах.

 

Вводная беседа

Составная часть любой экскурсии излагается следующим образом:

- знакомство с группой (назвать себя);

- краткие сведения об особенностях представляемого объекта и правилах его осмотра;

- тема экскурсии, ее хронологические рамки, цели и задачи.

 

Основная часть

Рекомендуется излагать по следующей схеме:

  1. В первой графе указывается место остановки у тематического комплекса,      витрины, планшета и т.д.
  2. Во  второй графе перечисляются экспонаты и объекты показа, намечается необходимое время для каждой остановки.
  3. В третьей графе дается краткий план содержания экскурсии, перечисляются основные вопросы рассказа применительно к экспонатам и объектам показа.
  4. В четвертой графе фиксируются предложения по методике проведения экскурсии, которые вырабатываются в процессе подготовки экскурсии (текстовые связки при переходе к другому разделу или теме, включение в текст экскурсии стихотворения, цитаты, вопроса и т.д.)

 

 

Заключительная беседа

Записывается или в тезисной форме или в виде вопросов. В первом случае это подведение итогов экскурсии, общие выводы по теме, вытекающие из всего увиденного и услышанного. Во втором – вопросы, которые надо поставить группе, завершая экскурсию.

 

Проведение экскурсии

 

Экскурсия – это совместная работа экскурсовода и группы, поэтому их взаимное взаимодействие – обязательное условие для повышения ее эффективности. От экскурсовода требуется дифференцированный подход к каждой группе умение быстро реагировать на внимания слушателей и в соответствии с этим варьировать содержание и приемы проведения экскурсии. Особое внимание следует уделять культуре речи, причем не только грамматической правильности и хорошей дикции, но и ее выразительности, умению менять темп и использовать паузы.

Слово в экскурсии сочетается с мимикой, жестом руки и указки.

Немаловажное значение имеет культура поведения и внешний вид ведущего экскурсию.

Экскурсия это большая физическая нагрузка, поэтому экскурсоводу нужны и достаточно хорошее зрение, и выносливость, и специальные занятия по постановке голоса.

 

Основные критерии оценки качества экскурсии:

  1. Содержание экскурсии – соответствие содержания экскурсии теме и полнота ее раскрытия, целенаправленность и научный уровень, актуальность, новизна материала для слушателей, четкость тематической структуры экскурсии.
  2. Методика проведения экскурсии – последовательность и логичность изложения материала, умение интересно и убедительно раскрыть тему экскурсии, наличие вступительной и заключительной части экскурсии, умение сделать выводы и обобщения, правильная демонстрация экскурсионных объектов: сочетание показа и рассказа, использование  приема реконструкции, сравнения, метода беседы и т.д.; установление контакта со слушателями, организация группы, ответы на вопросы; распределение времени по основным разделам экскурсии; соблюдение маршрута.
  3. Речь экскурсовода – доходчивость, правильность, богатство языка, его художественная выразительность и эмоциональность.
  4. Культура проведения экскурсии, умение двигаться и владение указкой.

 

Памятники материальной культуры

 

Общие положения

            Задача описания -  извлечение и изложение максимально полной информации о предмете, ее интерпретация с целью оценки исторической и музейной ценности предмета.

Источником информации служит сам предмет.

 

Правила описания

Наименование предмета

            Наименование следует начинать с главного ключевого предметного слова (или словосочетания), затем приводятся основные классификационные признаки, отражающие функциональную и эксплуатационную характеристики предмета. Название предполагает указание собственного имени. В скобках приводится название предмета, широко использующееся в среде обитания (если оно имеется).

Если предмет не является подлинником, то наименование предмета следует начинать со слов: копия, макет, воспроизведение.

 

Датировка

            Указывается год или период (годы) создания предмета. Период записывается в виде двух четырехзначных чисел, определяющих нижнюю и верхнюю его границы.

 

Страна, населенный пункт, изготовитель

            Записывается название страны, населенного пункта и предприятия (фирмы, завода, фабрики, артели, мастерской и т.д.)

Автор (ы)

Записывается фамилия и инициалы автора (конструктора, изобретателя, мастера и т.д.).

Материалы

Перечисляются основные материалы, использованные при создании предмета.

 

Описание предмета

  1. Наименование, название, условное обозначение, тип, марка, номер модели, назначение, комплектность. Приводится более полный набор признаков с пояснением названия и расшифровкой условного обозначения. Указывается полная область применения и назначения
  2. Сведения о внешнем виде. Дается лаконичное описание основных отличительных признаков предмета в целом (форма, цвет, декор, материалы корпуса и т.д.). Воспроизводятся сведения о надписях, клеймах, товарных знаках, заводских номерах и т.д. Указывается их расположение на предмете, техника выполнения, язык надписей.
  3. Особенности описания воспроизведений, макетов, копий. После описания внешнего вида описывается устройство и динамика модели (макета). Характеризуется степень соответствия оригиналу, указывается масштаб.

 

Размеры

            Приводятся габаритные размеры в миллиметрах. Длина – максимальный линейный размер, измеряемый слева направо во фронтальной проекции. Для тел вращения указывается длина (высота) и наибольший диаметр.

 

Сохранность

            Приводится один из вариантов записи, характеризующий сохранность предмета:

- без повреждений;

- незначительные повреждения (сколы, трещины, порывы, загрязнения, нарушения покрытия, следы коррозии и т.д.);

- значительные повреждения (сильная коррозия, поломка, утрата некоторых деталей);

- фрагментарное состояние (отсутствие функциональных блоков, узлов и важных деталей);

- замена подлинных деталей и узлов.

 

Значение предмета

            Приводится обоснование датировки и места изготовления предмета, раскрываются признаки, характеризующие его научную, техническую, историческую, мемориальную и художественную ценность, обобщаются приведенные сведения и дается вывод о месте и значении предмета в ряду памятников культуры.

Раскрытие признаков приводится по схеме:

  1. Место, занимаемое предметом в истории развитии науки и техники:

- роль объекта на определенном этапе развития;

- характеристика памятника, как уникального в период его создания;

- период выпуска и масштаб производства данного вида.

  1. Сфера применения:

- место и социальная среда бытования;

- распространенность в определенную эпоху и в определенном регионе.

  1. История бытования:

- указание лиц, организаций и событий;

- история приобретения предмета.

  1. Значение предмета в других областях культуры:

- археологии;

- архитектуре и градостроительстве;

- изобразительном или декоративном искусстве.

  1. Эстетико-эмоциональное воздействие и использование предмета в музейной практике.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендуемая схема изложения основной части экскурсии

Зал, раздел,

тематический комплекс, часть маршрута

Экспонаты,

объекты, время

Содержание

Примечания

Первый планшет

 

 

 

Комплекс «Основание Ставропольской крепости»

Указ об основании Азово-Моздокской укрепленной линии. План крепости

Ставропольская крепость была основана по указу Екатерины II в 1777 году

Обратить особое внимание на контуры крепости и ее фортификационные достоинства

                   ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

Рекомендуемая схема тематико-экспозиционного плана выставки

 

 

Темы, ведущие тексты

 

Экспонаты

Примечания

 1-1

Великий Шелковый Путь

«В средние века главной транспортной артерией, соединявшей Европу с Азией, был Великий Шелковый Путь. Северная ветка  проходила по территории  нынешнего Ставрополья»

Карта-схема Великого Шелкового Пути

Из фондов СГКМ

 

 

 

Образцы  импортной керамики из раскопок г.Маджар

Из фондов Буденовского Районного музея

 

 

Фотокопия с рисунка «Караван в пути»

Из книги «История Туркменского района». - Летняя Ставка, 2003. – 54с.


© Котов С.Н., Асланов Х.А., 2019