Выставка это совокупность
предметов выставленных для обозрения и имеющая временный характер. Выставки
могут быть стационарными и передвижными.
Любаясоздаваемая выставка независимо от
длительности ее работы и размеров являетсяполноценной экспозицией и строится на музейных материалах, имеет научно
обоснованную структуру и продуманное художественное или образное решение.
Подготовка к созданию выставки
Начало работы по созданию
выставки не отличается от первого этапа любой научной работы и состоит из
разработки концепции.
Концепция выставки включает в себя:
Обоснование и актуальность темы, основной проблемы.
Тематическую структуру и особенности содержания
выставки.
Характеристику источниковой базы.
Перечень требований к художественному или образному
решению.
На основе концепции
разрабатывается тематико-экспозиционный
план (ТЭП) который отражает конкретный состав экспозиционных материалов и
их группировку в соответствии с тематической структурой. ТЭП включает в себя
наименование разделов, тем, подтем, тематических комплексов, ведущие тексты,
аннотации, перечень экспонатов в экспозиционных комплексах, сведения о
характере экспонатов (подлинник, копия, воспроизведение и т.д.), их размеры. В
приложениях к ТЭП дается этикетаж.
Проектирование выставки:
Создание рабочих чертежей (наброски)
Разработка монтажных листов (предварительная
раскладка экспозиционных материалов, ведущих текстов и этикеток на
планируемом оборудовании).
Требования к оформлению выставки
Наличие образа выставки, который создается путем
подбора тематических комплексов (группа предметов, объединенных по
содержанию и образующих целостную композицию).
Наличие и грамотность текстов выставки. Ведущий
текст короткий и ясный (аналогичный эпиграфу в литературных произведениях)должен выражатьнаправленность экспозиции в целом.
Объяснительные тексты (аннотации) к экспонатам с наличием полной
информации о них.
Художественное оформление выставки направлено на
создание образа, в основе которого лежит ценность музейного памятника
(экспоната), Недопустимо, когда экспозиционный образ создается главным
образом художественно-изобразительными средствами, стилизацией и усилением
активности оборудования.
Выставочное оборудование должно быть относительно
легким и мобильным, приспособленным к переездам, безопасным в
эксплуатации. Главным критерием является способность обеспечитьсохранность экспонатов.
Подготовка и проведение экскурсии
Экскурсией называется
коллективный просмотр музея, выстави или внемузейного объекта, проводимый по
намеченному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в
образовательных и воспитательных целях.
Подготовка к экскурсии
Качество и эффективность
экскурсии значительно выше, если имеется научно-методическая документация и
собран обширный справочный материал к экскурсии. Наличие разнообразных
материалов определяет качество и способствует повышению методического уровня
экскурсии и мастерства экскурсовода.
Методическая разработка является основным документом и служит
руководством для проведения экскурсии, этот документ представляет собой
уточненный развернутый план экскурсии с методическими указаниями. Определяет
объекты и приемы показа, маршрут и продолжительность. Методическая разработка
оформляется следующим образом:
- титульный лист;
- целевая установка;
- вводная беседа;
- основная часть экскурсии;
- заключительная беседа.
Титульный лист
Указывается тема экскурсии,
продолжительность, фамилия составителя.
Целевая установка
В тезисной форме отмечаются
основные положения экскурсии и ее задачи (образовательные, воспитательные).
Правильно поставленная и четко
сформулированная цель экскурсии дает возможность экскурсоводусконцентрировать внимание слушателей на
главных вопросах.
Вводная беседа
Составная часть любой экскурсии
излагается следующим образом:
- знакомство с группой (назвать
себя);
- краткие сведения об
особенностях представляемого объекта и правилах его осмотра;
- тема экскурсии, ее
хронологические рамки, цели и задачи.
Основная часть
Рекомендуется излагать по
следующей схеме:
В первой графе указывается место остановки у
тематического комплекса,витрины, планшета и т.д.
Вовторой
графе перечисляются экспонаты и объекты показа, намечается необходимое
время для каждой остановки.
В третьей графе дается краткий план содержания
экскурсии, перечисляются основные вопросы рассказа применительно к
экспонатам и объектам показа.
В четвертой графе фиксируются предложения по
методике проведения экскурсии, которые вырабатываются в процессе
подготовки экскурсии (текстовые связки при переходе к другому разделу или
теме, включение в текст экскурсии стихотворения, цитаты, вопроса и т.д.)
Заключительная беседа
Записывается или в тезисной форме
или в виде вопросов. В первом случае это подведение итогов экскурсии, общие
выводы по теме, вытекающие из всего увиденного и услышанного. Во втором –
вопросы, которые надо поставить группе, завершая экскурсию.
Проведение экскурсии
Экскурсия – это совместная работа
экскурсовода и группы, поэтому их взаимное взаимодействие – обязательное
условие для повышения ее эффективности. От экскурсовода требуется
дифференцированный подход к каждой группе умение быстро реагировать на внимания
слушателей и в соответствии с этим варьировать содержание и приемы проведения
экскурсии. Особое внимание следует уделять культуре речи, причем не только
грамматической правильности и хорошей дикции, но и ее выразительности, умению
менять темп и использовать паузы.
Слово в экскурсии сочетается с
мимикой, жестом руки и указки.
Немаловажное значение имеет
культура поведения и внешний вид ведущего экскурсию.
Экскурсия это большая физическая
нагрузка, поэтому экскурсоводу нужны и достаточно хорошее зрение, и
выносливость, и специальные занятия по постановке голоса.
Основные критерии оценки качества экскурсии:
Содержание экскурсии – соответствие содержания
экскурсии теме и полнота ее раскрытия, целенаправленность и научный
уровень, актуальность, новизна материала для слушателей, четкость
тематической структуры экскурсии.
Методика проведения экскурсии – последовательность
и логичность изложения материала, умение интересно и убедительно раскрыть
тему экскурсии, наличие вступительной и заключительной части экскурсии,
умение сделать выводы и обобщения, правильная демонстрация экскурсионных
объектов: сочетание показа и рассказа, использованиеприема реконструкции, сравнения, метода
беседы и т.д.; установление контакта со слушателями, организация группы,
ответы на вопросы; распределение времени по основным разделам экскурсии;
соблюдение маршрута.
Речь экскурсовода – доходчивость, правильность,
богатство языка, его художественная выразительность и эмоциональность.
Культура проведения экскурсии, умение двигаться и
владение указкой.
Памятники материальной культуры
Общие положения
Задача
описания -извлечение и изложение
максимально полной информации о предмете, ее интерпретация с целью оценки
исторической и музейной ценности предмета.
Источником информации служит сам
предмет.
Правила описания
Наименование
предмета
Наименование
следует начинать с главного ключевого предметного слова (или словосочетания),
затем приводятся основные классификационные признаки, отражающие функциональную
и эксплуатационную характеристики предмета. Название предполагает указание
собственного имени. В скобках приводится название предмета, широко
использующееся в среде обитания (если оно имеется).
Если предмет не является
подлинником, то наименование предмета следует начинать со слов: копия, макет,
воспроизведение.
Датировка
Указывается
год или период (годы) создания предмета. Период записывается в виде двух
четырехзначных чисел, определяющих нижнюю и верхнюю его границы.
Страна, населенный
пункт, изготовитель
Записывается
название страны, населенного пункта и предприятия (фирмы, завода, фабрики,
артели, мастерской и т.д.)
Автор (ы)
Записывается фамилия и инициалы автора (конструктора,
изобретателя, мастера и т.д.).
Материалы
Перечисляются основные материалы,
использованные при создании предмета.
Описание предмета
Наименование, название, условное обозначение, тип,
марка, номер модели, назначение, комплектность. Приводится более полный
набор признаков с пояснением названия и расшифровкой условного
обозначения. Указывается полная область применения и назначения
Сведения о внешнем виде. Дается лаконичное описание
основных отличительных признаков предмета в целом (форма, цвет, декор,
материалы корпуса и т.д.). Воспроизводятся сведения о надписях, клеймах,
товарных знаках, заводских номерах и т.д. Указывается их расположение на
предмете, техника выполнения, язык надписей.
Особенности описания воспроизведений, макетов,
копий. После описания внешнего вида описывается устройство и динамика
модели (макета). Характеризуется степень соответствия оригиналу,
указывается масштаб.
Размеры
Приводятся
габаритные размеры в миллиметрах. Длина – максимальный линейный размер,
измеряемый слева направо во фронтальной проекции. Для тел вращения указывается
длина (высота) и наибольший диаметр.
Сохранность
Приводится
один из вариантов записи, характеризующий сохранность предмета:
- без повреждений;
- незначительные повреждения
(сколы, трещины, порывы, загрязнения, нарушения покрытия, следы коррозии и
т.д.);
- значительные повреждения
(сильная коррозия, поломка, утрата некоторых деталей);
- фрагментарное состояние
(отсутствие функциональных блоков, узлов и важных деталей);
- замена подлинных деталей и
узлов.
Значение предмета
Приводится
обоснование датировки и места изготовления предмета, раскрываются признаки,
характеризующие его научную, техническую, историческую, мемориальную и
художественную ценность, обобщаются приведенные сведения и дается вывод о месте
и значении предмета в ряду памятников культуры.
Раскрытие признаков приводится по схеме:
Место,
занимаемое предметом в истории развитии науки и техники:
- роль объекта на определенном этапе развития;
- характеристика памятника, как уникального в период его
создания;
- период выпуска и масштаб производства данного вида.
Сфера
применения:
- место и социальная среда бытования;
- распространенность в определенную эпоху и в определенном
регионе.
История
бытования:
- указание лиц, организаций и событий;
- история приобретения предмета.
Значение
предмета в других областях культуры:
- археологии;
- архитектуре и
градостроительстве;
- изобразительном или
декоративном искусстве.
Эстетико-эмоциональное
воздействие и использование предмета в музейной практике.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемая схема изложения основной части экскурсии
Зал, раздел,
тематический комплекс, часть маршрута
Экспонаты,
объекты, время
Содержание
Примечания
Первый планшет
Комплекс «Основание
Ставропольской крепости»
Указ об основании
Азово-Моздокской укрепленной линии. План крепости
Ставропольская крепость была
основана по указу Екатерины II в 1777 году
Обратить особое внимание на
контуры крепости и ее фортификационные достоинства
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Рекомендуемая схема тематико-экспозиционного
плана выставки
Темы, ведущие тексты
Экспонаты
Примечания
1-1
Великий Шелковый Путь
«В средние века главной
транспортной артерией, соединявшей Европу с Азией, был Великий Шелковый Путь.
Северная веткапроходила по
территориинынешнего Ставрополья»
Карта-схема Великого
Шелкового Пути
Из фондов СГКМ
Образцыимпортной керамики из раскопок г.Маджар
Из фондов Буденовского
Районного музея
Фотокопия с рисунка «Караван
в пути»
Из книги «История Туркменского
района». - Летняя Ставка, 2003. – 54с.