Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Погода

Казьминское 

Казьминскому - 152

Статистика

Статистика ucoz

Социальные сети

Полезные ссылки





Воскресенье, 18.08.2019, 17:26
|Приветствую Вас Мимолётный посетитель | RSS

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
            МОУ СОШ №16 с.КАЗЬМИНСКОЕ            
Главная | Мой профиль | Выход | Вход

Просвещение в с.Казьминском (конец XIX в. - 1930-е гг.)


Котов С.Н, Коннова Т.А.

Просвещение и образование в селе Казьминском

(конец XIX – первая треть ХХ в.)

                                      

Изучение  истории своей страны  невозможно, в полной мере, без познания истории и  культуры своего региона. Каждый человек  проходит через школу. Она является для нас первой ступенью в деле познания самих себя и постижения опыта и традиций наших предков, так как, многими нитями связана  с окружающим миром. В 2009 году  школе  села Казьминского исполняется 135 лет. Вне всякого сомнения, это солидный возраст. Предстоящий юбилей – это повод ещё раз обратится к её истории и,  по возможности, обобщить имеющиеся факты, касающиеся раннего этапа развития образования в селе Казьминском. В настоящей публикации рассматриваются особенности развития системы образования на Кубани в послереволюционный  период вплоть до появления советской школы, а также история казьминской школы в первой трети  ХХ века. История просвещения в Кубанской  области рассматривалась в работах региональных историков. Среди них следует выделить  статьи Невской В.П., Рыбко С.Н., Ратушняк В.Н., Емельянова Ю.Н., Манузина  Е.В, Мирук  М.В. и др.

Во второй половине XIX Кубанская область стала активно заселяться крестьянами из различных губерний Российской империи. Часть переселенцев осела на казённых землях Баталпашинского отдела Кубанской  области, где в 60 -е годы был основан целый ряд русских селений: Богословское, Ивановское, Ольгинское и Казьминское. Село Казьминское было основано  в 1867 году. Важное место в общественной жизни кубанских крестьян  занимали школы. Во многих станицах, сёлах, аулах они являлись единственными очагами культуры. Видный исследователь Кавказа В.П.Невская заметила, что просвещение во второй половине XIX – начале ХХ вв. было неразрывно связано с церковью,  так как тогда ещё не было разработанной системы обучения детей  и подготовки учителей.  Поэтому, функции воспитания  детей возлагались именно на неё. В каждой школе, начиная с начальной, обязательным предметом был Закон Божий. Преподавали его лица духовного звания, в большинстве священники – как наиболее грамотные люди на селе. Отмена крепостного права в стране и развитие капитализма требовали увеличения грамотных людей. Общественный подъём 60-х годов привёл к значительному расширению сети учебных заведений.

Первоначально процесс развития народного образования на Кубани шёл медленно. Но уже с 1860-х годов. По инициативе наказного атамана Сумарокова-Эльстона, началось массовое открытие школ. При следующих руководителях области увеличилось финансирование образовательных учреждений, открылась учительская семинария, сделан первый выпуск народных учителей. В области имелись различные типы школ. Большая роль в деле воспитания и образования детей принадлежала церкви. Для школ Кубани была характерна сословность. Значительное число иногороднего населения не имело возможности получать образование.

В начале XX века получила распространение идея введения всеобщего начального обучения. Вводить его планировали поэтапно: прежде всего, в центральных губерниях, а уж затем на окраинах империи, к которым относился  и Северный Кавказ. Но для открытия новых школ требовались очень большие материальные траты и большое количество учителей. Денег не выделялось, поэтому проект не прошёл и был отложен на неопределённое время. Однако отдельно мероприятия по улучшению дела народного образования проводились. В 1914 началась школьная реформа по введению в стране обязательного всеобщего начального образования, которая должна была завершиться к 1924г. , но этому  помешала  Первая мировая война.

Обратимся теперь к истории образования в нашем селе. В 1874 году открылась первая школа в селении Казьминском. В ней в 1877г. обучалось 22 мальчика и 8 девочек. Преподавателем в Народной школе был мещанин Николай Игнатьев.  Школа располагалась в неприспособленном помещении, а именно в частном доме. В этом, на мой взгляд, нет ничего удивительного. В Казьминском школа открылась всего через 7 лет после основания села. Надо полагать, что многие крестьяне не успели отстроить ещё свои дома. В 1881 году в школе обучалось 39 мальчиков и 10 девочек. Учителем состоял личный дворянин Пётр Яковлевич Станицкий, присланный по распоряжению Кубанской дирекции.

А в 1891 году  в этой школе обучались 38 мальчиков и 22 девочки, учителем состоял Павел Никитин Хоровский, присланный по распоряжению Кубанской дирекции. Закон Божий преподавал местный священник Симеон Кулик, два урока в неделю. Через три года количество обучающихся увеличилось. Так, в ней обучалось 60 мальчиков и 13 девочек. Учителем состояла Мария Васильевна Ляпидевская, также присланная по распоряжению Кубанской дирекции.  

В 1891 году в селе начала функционировать церковно-приходская школа. Находилась она в здании церковной сторожки, затем для неё было возведено специальное здание стоимостью 2500 рублей.  Её заведующими были приходские священники:  Симеон Кулик, а затем Дмитрий и Николай Польские. Эту школу посещали в 1897г. 24 ученика. В 1899 в школе обучается  уже 25 мальчиков и 14 девочек. К 1900 число учащихся превысило 100 человек. Преподавали в казьминской церковно-приходской школе в 1890-е годы  диаконы Александр Овсянников и Фёдор Иванов.

Из-за нехватки,  школ большинство детей школьного возраста (почти три четверти) были лишены возможности получить самое элементарное образование. Вне школы оставалась подавляющая часть иногороднего крестьянства. В 1896 году в селе Казьминском открывается первая частная школа, в которой к 1900 году учился 21 мальчик. Обучение, как и в других школах села, было бесплатным. Законоучителем был Дмитрий Польский. Учителем состоял крестьянин Иван Руденко, получавший в качестве вознаграждения 50 рублей в год.  В 1899г. в Казьминском открывается вторая частная школа. В ней учились 27 мальчиков – детей иногородних. Учителем был крестьянин Георгий Бондарь, имевший домашнее образование и получавший тоже 50 рублей в год. В 1905 году открылась ещё одна частная школа. Количество детей в каждой из них не превышало тридцати человек. Следовательно, среди иногороднего населения уровень грамотности, да и возможность получения образования, были намного ниже, чем у коренного населения.

 Таким образом, по данным 1910 года в с. Казьминском имелись одна  церковно-приходская и три   министерских школы. В начале ХХ века всё большей  популярностью стали пользоваться училища Министерства народного просвещения. Таковое было создано и  в нашем селе. Ведёт оно свою историю  от первой школы грамоты, открытой в 1874г. Но, тем не менее, значительное число учеников (более ста) в церковно-приходской школе говорит о её значимости для крестьян Казьминского. Ведь её могли посещать беспрепятственно и дети иногородних. А их в Казьминском было накануне I–й Мировой войны больше, чем коренных жителей. Высшее образование, да и гимназическое, оставалось для рабочих и бедных лишь призрачной мечтой. Поэтому, потребность в церковных школах Кубани росла с каждым годом. Это связано с проблемой духовной безграмотности не только детей, но и взрослых.  

Грамотных в Казьминском можно было пересчитать по пальцам, не смотря на увеличение числа школ. В то же время, несмотря на относительно небольшой процент грамотных людей в селе, явно прослеживается к началу ХХ  века тенденция к более широкому распространению грамотности, что проявлялось как в увеличении числа учебных заведений, так и в расширении  социального круга грамотных людей. Проблема всеобщего начального образования в селе так и осталась нерешённой до конца 1920-х годов.

 В 1917-1931гг. было осуществлено кардинальное преобразование системы просвещения. Революция многое изменила в стране. Не могли отразиться эти события и на образовании. В 1918г. были приняты государственные акты в области народного образования. Важнейший среди них -  «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Вместе с другими декретами советской власти эти акты утвердили в стране принцип единой школы. Школа стала бесплатной, доступной  всему молодому поколению независимо от социального, имущественного положения и национальности. Теперь все учащиеся могли свободно переходить от начальной ступени образования к высшим.  Школа была провозглашена светской и была отделена от церкви. Вводилось совместное обучение мальчиков и девочек.

      В годы НЭПа перед советской властью встала задача преодоления остатков сословности в общественном сознании кубанцев. Опытные партийцы изучали положение дел на местах, вносили предложения об усовершенствовании политического воспитания и сети народного просвещения. «Добиться полного духовного раскрепощения и ликвидировать позорное наследие царского строя – неграмотность!», - так была обозначена одна из главных очередных задач на I съезде Советов Кубано-Черноморской области 6 января 1921 года.

В начале 20-х годов в станицах края были открыты специальные школы для взрослых, выпускники которых приняли участие в ликвидации неграмотности. Занятия с безграмотными организовывались в специальных пунктах по ликвидации безграмотности: при школах, избах-читальнях, дома у неграмотных.  Обычно занимались группами по 20-25 человек. Для многодетных женщин устраивались специальные занятия на дому. Обучение длилось 3-6 месяцев. Ликвидацией неграмотных занимались учителя, партийные и комсомольские активисты. В создании школ по ликвидации безграмотности принимали активное участие коммуны. В 1923-1924 гг. в коммунах Кубани работало 40 школ для детей, 6 школ для взрослых, 8  школ смешанных – для взрослых и детей. Желание населения учиться было велико.

Система народного образования 1920-х годов отличалась разнообразием, характерным для переходных процессов. Она прослеживалась в существовании разных типов учебных заведений – школы I и II ступеней, школы с 7-летним и 9-летним обучением, школы крестьянской и рабочей молодёжи, школы ФЗУ, профтехшколы, профрукоделие и т.д. В эти годы создаётся центральное звено в системе школьного образования – Единая трудовая школа (ЕТШ). Главными сторонами деятельности новой советской школы были: профессионализм образования, новые методы обучения и воспитания, самодеятельность учащихся.

Одной из задач, стоявших перед школой того времени было стремление «освободиться от пут» дореволюционной системы образования. Каждый год рождались новые программы. Это было вызвано тем, что большевики стремились заменить  идею народного образования идеей социального воспитания, добиться главной цели – формирование нового человека. Лишь к 1927 году положение дел выравнивается – появляется новая программа, делавшая упор на традиционные учебные предметы.

После революции 1917 года из преподавания в школах был изъят Закон Божий. Священнослужителей не допускали к образовательному процессу, что негативно сказывалось на качестве обучения. В Казьминском до 1920 года священники ещё преподавали в школах. Лишь после изгнания деникинцев из села и упрочения советской власти труд священников на ниве просвещения оказался невостребованным. В ГАСКе (ФР. 2357,оп.1, д.2.) нам удалось найти списки преподавателей трёх школ села  в 1920 году. Тогда они именовались школьными работниками – ШКРАБАМИ. Среди них - Иван Фомич Горькавенко, Григорий Иванович Гордеев, Анна Феофановна Станиславская, Леонард Иванович Ржевуский, Александра Григорьевна Герасименко, Александра Карповна Занченко.

В условиях гражданского противостояния система образования оказалась в кризисе. Положение учителей было тяжёлым – они даже не получали зарплаты и вынуждены были ходить по домам, чтобы прокормиться, нанимались батрачить, читали Псалтирь по  усопшим. Но с развитием НЭПа материальное положение учителей стало улучшаться, хотя зарплата к 1925 году составляла 75%  от самой низкой ставки рабочего. Усилиями властей и общественности в период НЭПа на Кубани число школ и количество обучающихся непреклонно росло. В 1924 году в школах обучалось всего 37% детей школьного возраста, а к 1926году уже 63%. В 1927 году было 2106 сельских школ, хотя подавляющее их число (94%) давали только начальные знания.

26 августа 1925г. Северо-Кавказский крайисполком принял постановление за №111 «О работе советов в бывших казачьих областях Северо-Кавказского края», где в 14 параграфе говорилось: «Ввиду того, что во многих казачьих станицах распространено украинское наречие, считать необходимым при изъявлении на то желания населения вводить преподавание в школах на украинском языке…»

А как же развивалось образование в нашем селе в эти годы? В 1924 году после сильного пожара, охватившего центр Казьминского, стал заселяться квартал №5, расположенный на другом берегу реки Казьмы. В этом микрорайоне и была построена школа крестьянской молодёжи – ШКМ, в которой обучались вместе взрослые и дети – жители села и хуторов.

В 1927 году в Казьминском открылась первая семилетняя школа, директором которой стал Георгий Чаленко. Однако эта школа проработала одну зиму и на следующий год была переведена в ст. Барсуковскую. В селе остался только 5-й класс, состоявший из казьминских детей и детей из окрестный хуторов. И только  в 1929 году, ровно 75 лет назад, было принято решение об открытии в селе школы, действующей и по настоящее время. Занятия в школе проводились в двух зданиях. Здание №2 находилось на территории квартала №3, потом в нём размещалась швейная фабрика.

С 1929 года первая школа (только для детей школьного возраста) разместилась в том же здании, где в настоящее время располагается газовое хозяйство. Долгое время она была начальной, а с 1952 по 1974 год являлась восьмилетней.

  Кроме школ и библиотек центрами просвещения в станицах и сёлах Кубани оставались избы-читальни, создание которых ещё практиковалось до революции. Как правило, в станицах была одна изба-читальня и несколько её филиалов, расположенных в удалённых кварталах, а также на хуторах («хатки-читальни»), которые размещались обычно в жилых домах. Посещаемость изб-читален, особенно в зимнее время, доходила до 100 человек в день. К середине 20-х годов насчитывалось 600 изб-читален. В  Казьминском первая изба-читальня открылась в 1927 году.  Её заведующей была К.А.Клименко.

Развитие получало высшее и среднее профессионально-техническое образование. В системе комплектования ВУЗов отрицательную роль играл классово-партийных подход. Преимущество при поступлении в высшую школу имели классово «выдержанные» юноши и девушки, но зачастую бесталанные. Преподаватели ВУЗов отмечали, что такого безграмотного поколения они ещё не видели.

Таким образом, развитие системы просвещения на Кубани в исследуемый период осуществлялось в рамках насущных задач эпохи НЭПа. Воспитывался новый советский человек, привлекались широкие слои казачества к сотрудничеству с Советской властью, готовились кадры, способные решать социально-экономические проблемы государства.

В начале 30-х годов начался новый этап развития школьного образования.  Школа оказалась замкнутой от внешней среды. Трудовое обучение выведено из учебных программ. Введена форма. Устанавливались строгие нормы и правила, регламентировавшие школьную жизнь. Вернулись классные руководители. Все эти изменения коснулись и казьминскую школу.

Подведём итоги. Первоначально процесс развития народного образования на Кубани шёл медленно. Но уже с 1860-х годов по инициативе наказного атамана Сумарокова-Эльстона, началось массовое открытие школ. При следующих руководителях области увеличилось финансирование образовательных учреждений, открылась учительская семинария, сделан первый выпуск народных учителей. В области имелись различные типы школ. Большая роль в деле воспитания и образования детей принадлежала церкви. Для школ Кубани была характерна сословность. Значительное число иногороднего населения не имело возможности получать образование. Первая школа в с.Казьминском открылась в 1874 году и носила статус школы-грамоты. По мере роста численности населения в Казьминском стали открываться и новые школы. Среди которых,  церковно-приходская и три  министерских школы - в начале ХХ века преобразованных в  училище Министерства народного просвещения. Школы в селе являлись не только местом, где учились основам грамоты, они выступали и как культурно-просветительские центры, в которых проходили спектакли, организовывались народные чтения. Учебный процесс в школах был далёк от совершенства. Зачастую применялись наказания. Роль духовенства в образовательном процессе была велика. Революция изменила  систему образования. Школа стала светской, доступной для всех сословий, бесплатной. Вместе с тем, государство поставило под жесткий контроль систему образования. Государству нужен был человек нового типа. В этой связи идеология пронизывала всю систему воспитания и образования. В Казьминском в 1929г. открылась первая средняя школа.

 

 ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


© Котов С.Н., Асланов Х.А., 2019