«  Апрель 2024  »

Главная | Мой профиль | Выход | Вход

Граница - 2010

ЧЕРЕЗ ГОРЫ - К МОРЮ…

Десятый год подряд Центр экологии, туризма и краеведения Министерства Образования Ставропольского края совместно с пограничным управлением ФСБ России по Северокавказскому Федеральному Округу и Комитетом Ставропольского края по делам молодежи, организовывает всероссийскую туриаду - экспедицию по местам боевой славы. В нынешнем году «Граница - 2010» (именно так называется это мероприятие) проходила в год 65-летия Победы в Великой Отечественной Войне. В рамках туриады юные туристы со всей России совершают многодневные походы.

С 17 по 30 августа 2010 года  учащиеся  казьминской  школы  в составе команды  МОУ ДОД «Станция детско-юношеского туризма и экскурсий имени Виталия Фёдорова»,  во второй раз приняли участие в походе к Чёрному морю, маршрут которого пролегал вдоль границы с Абхазией. Участниками экспедиции, помимо нас и преподавателей станции туризма, были также ребята из Новгородской области. Команда наша стала в прямом смысле  «всероссийской».

Наш маршрут начался от реки Большая Лаба  в том месте, где в неё впадает р. Дамхурц и закончился в районе Красной Поляны – поселке городского типа в долине реки Мзымта  (горная часть Большого Сочи).

На егерском кордоне Карапырь мы получили разрешение на проход  через Кавказский заповедник. Топоним  Карапырь, символично указывает на начало нашей экспедиции. С абазинского  название хутора означает «место  прыжка Кара», где Кара («чёрный»)  мужское имя. Это действительно было нашим началом  - «прыжком» - в горы. Отсюда, к морю, отправляются все туристские группы. В том числе и наша.

Первые дни нас сопровождал дождь. Это слегка удручало. На третьи  сутки мы убедились в том, что непогода оставила нас. Однажды утром мы увидели солнце и ясное синее небо! В этот раз мы не были одиноки на маршруте. То, обгоняя, то следуя по пятам, с нами шла группа из Невинномысска.

Первым «препятствием» для нас был перевал Квата (2350м.) Здесь пришлось набирать высоту (в сравнении с первым отрезком маршрута, пролегавшим на высоте Архыза). Тяжесть рюкзаков чувствовалась на спине. Ведь это было начало похода, и тушёнка ещё не съедена. Тем не менее, эти небольшие трудности окупались возможностью лицезреть альпийские луга. В ясный солнечный день аромат высокогорных цветов и жужжание «пчёл-космонавтов» придавали всем участникам похода заряд бодрости. Перевал находится на границе Кавказского государственного биосферного заповедника и Сочинского природного заказника. Здесь же проходит и административная граница Карачаево-Черкесии и Краснодарского края.

Несколько слов следует сказать о Кавказском заповеднике. Он был создан в 1924 году и является местом сохранения уникальной природы Западного Кавказа. Его площадь более 280 тыс. га. Близость Чёрного моря, Главный Кавказский хребет обусловили формирование на его территории различных типов климата от влажного субтропического до холодного климата высокогорья. Здесь произрастают около 3000 видов растений, из которых 22% - реликтовые виды и 24% - эндемики. В заповеднике обитают около 400 видов животных. Среди которых: зубры, олени, туры, кабаны, серны, медведи. За годы своей деятельности заповедник стал одной из крупнейших научно-исследовательских природных лабораторий мира. Но, вернёмся на маршрут.

Тропа, по которой мы поднимались вверх, являлась руслом ручья. Огромное пространство у седловины перевала было покрыто снежником, над которым нависали неприступные скалы. Наше движение по нему со стороны напоминало приход крестоносцев к Чудскому озеру. Это сравнение весьма уместно и в связи с присутствием в указанном месте «настоящих живых новгородцев». Известив мир о своём присутствии на высоте 2350, мы стали спускаться  к, шумевшей внизу, реке. До Абхазии рукой подать. По карте здесь 2-3 км. через отроги Главного Кавказского хребта. Но мы идем вниз по ущелью. За нами наблюдают пограничники. О проходе очередной группы туристов они сообщают на погранзаставу, расположенную у озера Инпси, где нас уже ждут для проверки документов.

По дороге к озеру задерживаемся на черничной плантации. Тёмно-синяя ягода здесь произрастает повсеместно. Она просто просится, чтобы её съели. Спокойно пройти мимо неё может только глупец, или тот, у кого во рту черничная жевательная резинка. Стройный ряд туристов постепенно замедляет  ход. Все понимают, что необходим привал. - «Рюкзаки долой!». Туристы превращаются в пластунов, лихорадочно собирающих «дюже полезную» для зрения ягодку в пластиковую бутылку. Вечером весь собранный урожай будет употреблён в виде киселя. Невероятная «вкусняшка»!

Несколько километров пробираемся сквозь криволесье, через ручьи. По дороге нас поливает дождик. Но вскоре выбираемся к берегу красивейшего озера, очертания которого мы заметили ещё часа три назад. У него два названия. Общепринятое, и упомянутое выше, - Инпси. Другое - Дамхорс. По мнению исследователя С.Х. Ионовой, топоним  Дамхорс означает «пик вершины Дама». «Дама» - абазинское женское имя. Расположено озеро в долине реки Цахвоа.

Разбили лагерь. Началось таинство приготовления и поглощения пищи. Отдохнули.  Вечером устроили «совет племени». Решали вопрос о завтрашнем маршруте. Единодушно высказались о штурме Главного Кавказского хребта.

Из походного дневника:

«Предлагали детям  лечь спать пораньше. Однако, зелёная палатка набилась до отказа и бубнела.

Настя лопала шоколад».    СНК

Встали пораньше. Свернули лагерь. Подход под перевал занял ровно два часа. Весёленьким занятием стала переправа через реку.  Мы словно строители ДнепроГЭСа устраивали плотины из камней. У горы Лопата (она и в самом деле напоминает лопату, а заодно  напомнила о доме, где уже поспел картофель) повстречали ещё одну группу туристов. Нам везёт на встречи с удивительными туристами. В прошлом году с нами через перевалы шли … велосипедисты. Самые, что ни на есть настоящие. С рюкзаками и велосипедами.  В этот раз мы столкнулись с товарищами, которые поспорили друг с другом, что протопают перевал в …шлёпках.   Видимо всё - же протопали. Так как у одного нога была в бинтах. Перед штурмом – привал. Собравшись духом, устремились вверх к перевалу Цындышхо.

Подъём воодушевлял. Ведь, перейдя через перевал, мы оказываемся на южных склонах Кавказа. Следовательно, это был наш своеобразный экватор. Цындышхо напоминает пролом в гребне горного хребта. Его высота 2750м. Добраться к нему, а тем более спуститься - наука сложная. Карабкаться следует сквозь груду камней, оставленных некогда сползавшим здесь ледником. Название перевала с адыгского переводится как «голова ворона», или «большой ворон». Есть ещё одна версия наименования, связанная с названием одного из абазинских обществ – «цанды». У абхазов «ашха» - гора, отсюда «цанды ашха» - «гора цандов». Вероятно, здесь находились летние пастбища рода Цандов.

Проходя перевал, мы по - традиции оставили записку следующим «проходимцам» из числа туристов. Естественно, устроили фотосессию. Спустившись, организовали привал с перекусом. Средь огроменных каменных валунов, у подножия Главного Кавказского хребта, с потрясающим видом на показавшееся вдали озеро Кардывач, мы поглощали субпродукты и сухофрукты. А впереди нас ожидал продолжительный спуск к одному из самых красивых озёр Северо-Западного Кавказа. Лишь поздно вечером мы смогли снять походную обувь. Разбив палатки, приготовив ужин, весь вечер говорили о пройденном этапе маршрута. Ночь была ясной. Неестественно огромные (так в горах всегда) звёзды предвещали отличную погоду в последующие дни. Так и вышло. Только счастливый прогноз не уберёг нас от ночного заморозка. А нам - то, море по колено…

Наступившее утро было самым радостным. Сегодня объявлена днёвка! Так у туристов называется день в походе, предназначенный для отдыха. Сообщество граждан позволило себе расслабиться. Оно загорало, читало книги (скорее брошюры, так как толстые книги в поход не берут), снимало кино, пыталось писать походный дневник, делилось впечатлениями, зашивало порядком износившееся снаряжение. Собирало дрова, готовило пищу и лопало, не задумываясь о последствиях для фигуры.

Место райское. На десятки вёрст в округе - ни одной души. Только пограничники держат границу на замке («нас опять посчитали!»). Сюда, со стороны Сочи, организуются дикие походы для состоятельных гостей. Люди платят солидные гонорары проводникам, чтобы увидеть озеро. Скажем прямо, в Турцию дешевле съездить, нежели попасть сюда. Злопыхатели рассказывают, что для пожелавшей отдохнуть здесь одной из «первой леди», вертолётами завезли гальку. Соорудили пляжик метров 5-6 шириной. А потом и её доставили на несколько часов. Теперь, вот и мы, простые смертные, совершенно бесплатно (если не считать стоимость билета для входа в заповедник) можем посидеть на искусственном бережку.

Кардывач – визитная карточка заповедника. Озеро на всех календарях и магнитиках присутствует. Даже дорогие альбомы видели мы в книжных магазинах Сочи, где чудо природы в разные времена года запечатлено. Абсолютная высота его над уровнем моря – 1850м. Один из вариантов названия озера на русский язык переводится как «место, ограждённое горами» (иран.). Здесь всё понятно. Иногда встречается следующий перевод - «вершина земли» (тюрк.). Так называется одноименная озеру вершина на Главном Кавказском хребте. Ну, а на языке адыгов и абхазов название озера звучит как Мзымта-Адзыж. То есть, озеро из которого вытекает река Мзымта. В чём, собственно, нам пришлось удостовериться. Из озера берёт начало река Мзымта, впадающая в Чёрное море. Эта река самая крупная на черноморском побережье Кавказа. Весь наш дальнейший маршрут проходит вдоль этой реки.

Ранним утром (Сергей Петрович – директор станции туризма, вообще очень любит раннее утро) мы форсировали пока ещё не широкую реченьку. Довольно бодрящий заряд получили для ног. И пошли. Пошли красиво, колонной. Шли весело, легко. Скажем прямо, безумная усталость от пройденных километров уходит прочь за одну ночь. А у нас, ещё и день был для отдыха. Потому мы прошагали расстояние в 7 км. до погранзаставы за считанные минуты. Так нам, по - крайней мере, показалось. Запомнился радушный приём пограничников. Нас напоили чаем, угостили ящиком галетного печенья. Мы успели просушить палатки, расстелив оные рядом с пограничными столбами. Сделали несколько снимков вместе с хозяевами кордона. Кому-то посчастливилось в руках подержать автоматы. Ну, и вновь в путь.

Спешили попасть на Энгельманову поляну. Место для стоянки там довольно мало, а потому, это грозило некоторыми неудобствами в случае перенаселения её другими группами туристов. С прошлого года мы помнили о встрече с «ручными» кабанчиками. Так нас, впоследствии, уверял егерь. К счастью нам не посчастливилось лицезреть то, насколько в действительности они были ручными и «к людям пообвыкшими». Помнится, проходя мимо них, довольно явственно напрашивалось сравнение с бегемотами. О-очень крупные были кабанчики. Они мило возлежали в зарослях, таких же, как и сами, гигантских размеров, лопухов. У них был послеобеденный сон. И, проходивших мимо, туристов они просто игнорировали своим вниманием. В году нынешнем, мы осторожно озирались по сторонам от дороги, вдруг какая-нибудь из ручных зверушек осмелиться испросить «чего поесть». Но, не попросила. Более того, мы кабанов просто не видели в этом сезоне. Всё тот же егерь, с прискорбием сообщил о свирепствовавшей этой зимой африканской чуме, от которой всё поголовье погибло.

Но, не будем о грустном. Нас догнала группа туристов из Невинномысска. Теперь нас больше. И удача свалилась на нас. Совместно (так дешевле) мы зафрахтовали ГАЗ-66 у егеря. Здесь для организованных групп действует такая услуга. Наш рейс: Энгельманова поляна – долина нарзанов. Погрузились в кузов … и приблизились к морю на одни сутки. Этот участок маршрута был незабываемым. Вот она - гордость отечественного автопрома. Не зря коллектив конструкторов «шишарика» получил Ленинскую премию. Более 30 км по горным трассам. Потрясающе! Устав кричать от восторга, мы перепели все походные песни. Один эпизод тоже припоминается, с «новгородским киселём». Перед отъездом, был приготовлен кисель (если угодно, то компот). Выпить оный, ввиду подачи транспорта, не успели. Пришлось разлить его в бутылочки, а основную часть оставили в кастрюльке. Её везли в руках… В ГАЗе - 66-м… По горным тропам… Прикольно… Довезли.

Ближе к сумеркам прибыли в долину пслухских нарзанов. Так называется заповедная территория при впадении р.Пслух в р.Мзымту на которой есть много источников минеральной воды. Со всей Кубани сюда приезжают люди, чтобы испить целебную воду. Здесь каждое лето вырастают городки из палаток и самодельных шалашей. В путеводителях это называется «народным курортом». Вода, действительно вкусная, хоть и с привкусом сероводорода. Успели поставить лагерь. Это была наша последняя ночь в горах. Немного грустно, хотя мы так стремились к морю. Поход заканчивался. Завтра мы будем в Сочи.

Спозаранку, мы отправились по последнему участку пешеходного маршрута. Всего 7-8 км.  и мы  выходим к месту олимпийской стройки в районе Роза-Хутор и п.Эсто-Садок. О том, что 14-й год не за горами мы поняли, когда пролетавший над нами вертолёт поднял столб пыли над строительной площадкой. Подцепил какое-то ведро и улетел в горы.  Здесь возводят подстанцию для фуникулёра. Чуть далее и сам подъёмник. Швейцария, а не Кубань! За один год выросли многоэтажные корпуса гостиниц. Мы выходим на асфальтированную дорогу и рыдаем. Какой кошмар! Мы в цивилизации! Пришлось снимать с себя походную одежду, и переоблачаться в наряды почище.

У горнолыжного комплекса мы погрузились в автобус №105. На нём мы промчались сквозь Красную Поляну. Кстати, места здесь исторические. Красная Поляна – не только столица будущей зимней олимпиады, но именно здесь, в урочище Кбаада, в мае 1864 года завершилась многолетняя Кавказская война. В 1869г. урочище было переименовано в селение Романовское, а спустя 20 лет в город Романовск. После ряда переименований, в 1937 году поселение стало называться Красной Поляной. В ширину Краснополянская долина – около километра, и тянется вдоль Мзымты на 6 км. Море мы увидели в Адлере. Кстати, было забавно наблюдать на выражение лиц тех участников похода, которые (да, и такое бывает) видели море, только, по телевизору.

Вот, пожалуй, и весь рассказ. Поход подошёл к концу. Следующая неделя предназначалась для отдыха, и, следовательно, для новых впечатлений. Мы выражаем признательность администрации МОУ СОШ №16 и МОУ ДОД «Станция детско-юношеского туризма и экскурсий им. Виталия Фёдорова» за организацию летнего отдыха учащихся. Отдельное спасибо отделу социальной защиты и здравоохранения АКМР за финансовую поддержку экспедиции.