Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Погода

Казьминское 

Казьминскому - 156

Статистика

Статистика ucoz

Социальные сети

Полезные ссылки





Суббота, 27.04.2024, 11:48
|Приветствую Вас Мимолётный посетитель | RSS

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
            МОУ СОШ №16 с.КАЗЬМИНСКОЕ            
Главная | Мой профиль | Выход | Вход

Приговор 1900г. (церковь и секты)


      ОБ ОТКРЫТИИ ВТОРОГО ШТАТА  ПРИЧТА  В ЦЕРКВИ СЕЛА КАЗЬМИНСКОГО     

    К началу ХХ века  численность населения в Казьминской волости, в которую входило около 40 хуторов и экономий, значительно возросло. Это происходило в основном за счет  пришлого населения – иногородних. В самом селе, по сведениям волостного правления насчитывалось к 1900 году 5708 человек. В приходе Казьминской церкви находились и окрестные хутора. Собственно, число коренных жителей большинства хуторов было невелико ( от 5 до 20 чел.), но были и такие где число душ обоего пола  составляло от 40 до145. Например, х.Сирафимовича, Харьковский, баронессы Розен. Всего по волости официально числились 7150 человек.     
     Естественно, один священник просто не в состоянии был обеспечить потребности православных христиан. Помимо этого, в хуторах проживали представители иных – не православных вероисповеданий. Так, обособленно проживали баптисты, молокане. Молоканами были крупнейшие овцеводы юга России Макеевы, Мазаевы, а также братья Немирюковы. Их земли вплотную соприкасались с общинными землями казьминцев. В делах Консистории отмечалось, что 1444 человек «проживают не в самом селении, а в окрестных хуторах и одному священнику не возможно наблюдать за их религиозным состоянием, вследствие чего среди этих хуторян свило прочное гнездо сектантство и усиление его пагубно влияет на православную паству»
     В капиталистических экономиях овцеводов работали по найму сотни сельскохозяйственных рабочих из различных губерний Империи. Епархиальное начальство всерьез было обеспокоено ростом численности неправославного населения, и возможным влиянием на этот процесс хозяев экономий  и хуторов, принимавших, и порою скрывавших у себя, единоверцев.       Ставропольский Епархиальный миссионер Симеон Никольский, неоднократно посещавший село Казьминское, указывал на резкое увеличение численности сектантов (в 19 - нач. 20 вв. сектантами называли баптистов, молокан, субботников, хлыстов, адвентистов и проч.). Главной причиной называлось соседство молоканских хуторов. Поэтому в 1900г. Епархия вознамерилась открыть в с. Казьминском второй штат  причта. Иными словами -  направить в село второго священника и псаломщика. Однако, сельское общество выступило против этого шага церковных властей.        Приводимый ниже документ позволяет понять причины данного события, а также выявить некоторые особенности социально – экономического развития села вначале ХХ века.


С.Н.Котов, руководитель историко-краеведческого музея МОУ СОШ №16 с.Казьминское


           
ПРИГОВОР  

  1900 года августа 13 дня. Мы ниже подписавшиеся крестьяне селения Казьминского Баталпашинского отдела Кубанской области из общего числа 339 наличных домохозяйств за исключением отсутствующих и лишенных права голоса на сходе быв сего числа на полном общественном сельском сходе при нашем Волостном правлении в присутствии нашего волостного старшины Нестора Бородавка где при обсуждении некоторых общественных дел слушали предписания Ставропольской Духовной Консистории от 31 июля сего года за №11652, что Епархиальное начальство проектирует открыть второй причтовый штат из священника и псаломщика, для чего требуется определить на содержание второго причта жалованья или натурой по выслушании чего и принимая во внимание, что второй причт нам по нашему народонаселению не требуется, а все требы исполняет имеющий у нас причт удовлетворительно, кроме того как нам известно в скором времени будет в юрте нашего селения (юрт – земельное владение общиныСост.) будет открыт второй приход (имеется ввиду желание помещицы Пелагеи Цветновой построить у себя в имении церковь в память об умершем супруге. Сост.)., то поэтому, все те лица кои проживают на владельческих участках отойдут в новый приход и для нашего одного причта останется лишь одно селение, определить же пособия на содержание второго причта в финансовых отношениях мы по случаю нескольких лет недорода хлеба крайне стеснены, натурой же, выделить участок земли мы не имеем возможности так как у нас крайне малые душевые наделы состоящие из 5 десятин толочной пахотной и сенокосной земли и мы все сами арендуем на стороне у частных владельцев, а доходных статей кроме духанов (духан – питейное заведение.Сост.) мы не имеем, да и те деньги поступают полностью на пополнение податей, которая с полугодия 1902 года так же отойдет в ведение казенной монополии, имеющиеся же в районе нашем селении сектанты все проживают временно на арендуемых участках и владельцы их во всякое время могут удалить из своих участков, а потому мы единогласно постановили: просить Ставропольскую Духовную Консисторию и Епархиальное начальство ввиду выше изложенных обстоятельств второго причта в нашем селении Казьминском не назначать, ввиду наших критических обстоятельств, как в финансовых отношениях так равно и в натурном впредь до поправления наших средств. В том и подписуемся грамотные (далее подписи 19-ти чел.  владеющих грамотой). Неграмотные (за неграмотных ставили росписи. Таковых – более сотни ).   Что действительно настоящий приговор постановлен обществом правильно и подписи учтены грамотными лицами собственноручно. В этом Казьминское Волостное правление подписуется и приложением Казенной печати удостоверяет. 

Августа 13 дня 1900.

Волостной старшина И. Бородавка                              
печать.

Писарь (роспись)    
 

Источник: ГАСК, Ф.135, оп.58,д.699, лл.10-13.

© Котов С.Н., Асланов Х.А., 2024