Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Погода

Казьминское 

Казьминскому - 152

Статистика

Статистика ucoz

Социальные сети

Полезные ссылки





Вторник, 18.06.2019, 07:19
|Приветствую Вас Мимолётный посетитель | RSS

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
            МОУ СОШ №16 с.КАЗЬМИНСКОЕ            
Главная | Мой профиль | Выход | Вход

История села. Церковь


 

2.История села

После отмены крепостного права (1861) и окончания Кавказской войны (1817-1864) на Ставрополье и Кубань стали переселяться крестьяне из различных южнорусских губерний.

В 1867 году на казённых землях Баталпашинского уезда Кубанской области возникло село Казьминское. Его основали переселенцы  из Орловской, Воронежской, Екатеринославской,  Харьковской и других губерний.

(обратить внимание на карту Кубани, список переселенцев, места выхода крестьян).

 

 Название села связано с названием степной речки – Большой Казьмы, у истока которой оно возникло. Название речки (кьазма) в переводе с ногайского языка означает «вскопанное место, обработанная, плодородная земля».

В 1875 году в селении насчитывалось 293 двора и 1800 жителей.

О занятиях крестьян (земледелие, скотоводство, ремёсла (гончарное, ткачество, кузнечное)) рассказывают экспонаты нашего музея.

 

(обратить внимание на предметы с/х труда (плуг, ярмо, грабки, молотилки, цепь для молочения зерна, зернотёрка, вилы, макет паровой молотилки) и т.д.)

 

Главным занятием  казьминских крестьян было земледелие. Именно в поисках свободной земли на Кубань и пришли наши предки. Вся земля считалась собственностью общины. Землёй наделяли только коренных жителей села и, причем исключительно лиц мужского пола, так как именно они платили налоги. На одну мужскую душу приходилось по 8 десятин земли (1 десятина – чуть более 1 гектара). Поэтому рождение девочки в семье считалось несчастьем. Семьи, в которых было мало мужчин, были бедными.

Тех, кто переселился в Казьминское позже других, называли иногородними. Их не причисляли к общине. Иногородние вынуждены были арендовать землю или покупать её, а также наниматься на сезонную с/х работу к зажиточным крестьянам. Иногородним приходилось платить за обучение в местной школе. К началу 20 века число иногородних жителей Казьминского превзошло число коренных в 1,5 раза. Это стало одной из причин участия иногородних в социальных конфликтах в селе в годы революций (1905-1907, 1917гг.) и гражданской войны (1918-1920).

 В 1914 г. в селении насчитывалось 11240 жителей об. пола. Имелись почтово-телеграфное отделение, кредитное товарищество. В 1874 г. в селе открылась первая школа.

 

3.Церковь

 

(Дать общий обзор экспозиции. Отметить, что экспонаты были собраны ко 130-летию первой церкви в селе (2006г.). Это совместный проект школы и прихода казьминской церкви. В 2006г.  были проведены поисково-исследовательские экспедиции. В итоге, в фонды музея поступили десятки музейных предметов, среди которых старинные фотографии, иконы  и богословские книги 19 века,   священнические  облачения, фрагменты  старейшего церковного колокола, подлинные документы из приходского архива. Была проведена запись воспоминаний старожилов, касающиеся различных этапов истории села и церкви. Собранный материал лёг в основу исследовательских работ учащихся, основные положения которых были озвучены на конференциях,  в СМИ. Результатом проделанной работы стали два документальных фильма об истории сельской церкви и истории села («И свеча бы не угасла»,  «У истока Казьмы»).

 

Огромную роль в духовной культуре крестьян-переселенцев играла религия. Она регламентировала все стороны жизни. Религиозные обряды сопровождали крестьянина с момента его рождения и до самой смерти, определяя ритмы быта. Церковь являлась центром духовной жизни села, выполняла различные функции, среди которых были воспитание нравственности у прихожан, забота о просвещении, благотворительность, ведение метрических книг (фиксация рождений, браков, смертей).

В 1869 году, в селении был обустроен молитвенный дом и  прибыл 1-й священник. Им стал Павел Лебедев. Став настоятелем прихода, он приложил немало усилий, чтобы в селе был возведён храм.  Многие крестьяне не успели отстроить свои дома и жили в землянках. Тем не менее, необходимую сумму на строительство церкви (16 тысяч рублей) собрать удалось. Она была «деревянная, на каменном фундаменте с колокольнею. Покрыта железом и имеющая ограду». 14 ноября 1876 года она была освящена «во  имя  Св. Апостола Иоанна Богослова». Находилась она в центре села. Ныне на этом месте парк и Дом культуры. Спустя 130 лет, 26 ноября 2006 года здесь был установлен памятный крест.

В 1918г. советское правительство провозгласило отделение церкви от государства и школы от церкви. По всей стране начались массовые изъятия церковных ценностей. Духовенство подвергалось репрессиям.     Власти пытались подорвать авторитет церкви.

Пережив революцию и гражданскую войну, здание церкви было разрушено в начале 30-х гг.  Сначала снесли купола, устроили в ней  колхозное зернохранилище. Затем стали ломать совсем. Ещё долго возвышался в центре села каменный фундамент. Со временем здесь появился холм. А в 50-х годах и его, в связи с разбивкой на этом месте парка, снесли.

В период оккупации села  был открыт молельный дом. В него принесли несколько икон, уцелевших во время разгрома деревянной церкви в 33-м. Приезжал священник, шли службы, крестили детей.

 В 1943 году отношение советской власти к РПЦ изменилось коренным образом.  Был избран патриарх. Стали открываться церкви.  18 июня 1944г. в жизни прихода казьминской церкви произошло важное событие. В этот день была официально зарегистрирована православная община села Казьминского. Здание для молитвенного дома было куплено  верующими  у реки Казьмы. Позднее он был перенесён уже в центр села.

В конце 50-х годов начались так называемые хрущевские гонения. Закрываются храмы, семинарии. Возобновляется антирелигиозная пропаганда. Трудна была жизнь прихода. Ощущался недостаток церковной утвари. Власти  усилили давление на людей, регулярно посещающих церковь. Долгое время в Казьминском не было своего настоятеля. Службы вели священники из других приходов.

 Гонения на церковь продолжались в стране, уже в небольших масштабах, вплоть до конца 80-х годов.  Именно тогда во всех сферах общества неотвратимо надвигались перемены. Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988г. стало переломной вехой во взаимоотношениях государства и церкви. Началось духовное возрождение общества. При настоятеле Казьминской церкви  Георгии Дементове  была возведена колокольня и купол. При иеромонахе Игнатии (Гайдашенко), спустя 60 лет, вновь заговорили колокола.

В 2005 году по инициативе правления колхоза «Казьминский» (А.А.Шумский и С.А.Шумский), а также жителей села началось возведение  нового храма. Он был построен менее чем за два года. Храм стал достойным памятником  ушедшим поколениям.  В 2011 году он был освящён Кириллом, епископом Ставропольским и Невинномысским. При храме действует Воскресная школа. Приход играет заметную роль в духовной и общественной жизни села.

 


© Котов С.Н., Асланов Х.А., 2019