История церкви с.Казьминского
С.Н.Котов
История
церкви Иоанна Богослова с.Казьминское
В 1867 году в Баталпашинском уезде Кубанской области выходцами из
южнорусских губерний и Малороссии было основано село Казьминское. Огромную роль
в духовной культуре крестьян-переселенцев играла религия. Она регламентировала
все стороны жизни. Религиозные обряды сопровождали крестьянина с момента его
рождения и до самой смерти, определяя ритмы быта. Церковь являлась центром
духовной жизни села, выполняла различные функции, среди которых были воспитание
нравственности у прихожан, забота о просвещении, благотворительность, ведение
метрических книг (фиксация рождений,
браков, смертей).
В 1869 году, в селении был
обустроен молитвенный дом и прибыл 1-й
священник. Им стал Павел Лебедев.
Став настоятелем прихода, он приложил немало усилий, чтобы в селе был возведён
храм. Многие крестьяне не успели
отстроить свои дома и жили в землянках. Тем не менее, необходимую сумму на
строительство церкви (16 тысяч рублей) собрать удалось. Она была «деревянная, на каменном фундаменте с
колокольнею. Покрыта железом и имеющая ограду». 14 ноября 1876 года она была освящена «во
имя Св. Апостола Иоанна
Богослова». Находилась она в центре села. Ныне на этом месте парк и Дом
культуры. Спустя 130 лет, 26 ноября 2006 года здесь был установлен памятный
крест. В 1885 г. в село прибыл новый
священник – Симеон Кулик. В 1898г. настоятелем прихода стал Дмитрий Польский. Тогда же Дмитрий
Польский был утвержден в должности законоучителя казьминской сельской школы.
Одновременно он состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, открывшейся в 1891г. На смену Дмитрию Польскому в 1906 году пришел его сын -
Николай Польский. Он стал последним настоятелем прихода Казьминской
церкви до революции. В приходе
Казьминской церкви находились и окрестные хутора (около 40). Всего по волости к
началу ХХ века официально числились 7150 человек.
В 1918г. советское
правительство провозгласило отделение церкви от государства и школы от церкви.
По всей стране начались массовые изъятия церковных ценностей. Духовенство
подвергалось репрессиям. Власти
пытались подорвать авторитет церкви. В среде самой церкви был организован
раскол. Так появились сторонники обновления православного богослужения –
«обновленцы» и сторонники опального
патриарха Тихона. Обновленцы захватывали храмы, активно сотрудничали с
властями. В Казьминском также стало
действовать две общины. Обновленцы захватили деревянную церковь. Приверженцы старого обряда – «тихоновцы»,
вынуждены были обустроить новый молитвенный дом. Находился он в районе
перекрёстка нынешних улиц Ленина
и Выгонной. Лишь после того, как
церковь выразила лояльность
советской власти, церковный раскол был преодолён. Однако, массовые гонения на
церковь и духовенство усилились.
Пережив революцию и гражданскую
войну, здание церкви было разрушено в начале 30-х гг. Сначала снесли
купола, устроили в ней колхозное
зернохранилище. Затем стали ломать совсем. Ещё долго возвышался в центре села
каменный фундамент. Со временем здесь появился холм. А в 50-х годах и его, в
связи с разбивкой на этом месте парка, снесли.
В период оккупации села был открыт молельный дом. В него принесли
несколько икон, уцелевших во время разгрома деревянной церкви в 33-м. Приезжал
священник, шли службы, крестили детей. В
1943 году отношение советской власти к РПЦ изменилось коренным образом. Был избран патриарх. Стали открываться
церкви. 18 июня 1944г. в жизни прихода казьминской церкви произошло важное
событие. В этот день была официально зарегистрирована православная община села
Казьминского. Здание для
молитвенного дома было куплено
верующими у реки Казьмы. Позднее
он был перенесён уже в центр села. В 70-х годах здание обложили кирпичом,
придав постройке классический крестообразный вид. До 1947г. священником был
протоиерей Капитон Рождественский.
Его сменил Виктор Терновский. С
1950г. службу нёс протоиерей Михаил
Клева. Псаломщиками были Евгений
Дубакин и Николай Кульгускин.
В конце 50-х годов начались так
называемые хрущевские гонения. Закрываются храмы, семинарии. Возобновляется
антирелигиозная пропаганда. Трудна была жизнь прихода. Ощущался недостаток
церковной утвари. Власти усилили
давление на людей, регулярно посещающих церковь. В 1961-1966 годах настоятелем
церкви был Сергий Синьков. С 1966 в
документах упоминается новый священник Пантелеимон
Семилетов. Долгое время в Казьминском
не было своего настоятеля. Службы вели священники из других приходов. Гонения
на церковь продолжались в стране, уже в небольших масштабах, вплоть до конца
80-х годов. Именно тогда во всех сферах
общества неотвратимо надвигались перемены. Празднование 1000-летия Крещения
Руси в 1988г. стало переломной вехой во взаимоотношениях государства и церкви.
Началось духовное возрождение общества. При настоятеле Казьминской церкви Георгии
Дементове была возведена колокольня
и купол. При иеромонахе Игнатии
(Гайдашенко), спустя 60 лет, вновь заговорили колокола.
В 2005 году по инициативе и на средства колхоза
«Казьминский» (председатели А.А.Шумский
и С.А.Шумский), а также жителей села
началось возведение нового храма. Он был
построен менее чем за два года, а 1 октября 2011 года был освящён Епископом Ставропольским
и Невинномысским Кириллом. Накануне освящения, при поддержке правления
сельхозпредприятия, на колокольне были установлены новые колокола, и для
управления ими – «электронный звонарь». Храм стал достойным памятником ушедшим поколениям. При храме действует Воскресная школа. Приход,
возглавляемый игуменом Игнатием играет заметную роль в духовной и общественной
жизни села.
|