Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Погода

Казьминское 

Казьминскому - 156

Статистика

Статистика ucoz

Социальные сети

Полезные ссылки





Суббота, 27.04.2024, 14:38
|Приветствую Вас Мимолётный посетитель | RSS

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
            МОУ СОШ №16 с.КАЗЬМИНСКОЕ            
Главная | Мой профиль | Выход | Вход

История церкви с.Казьминского


                                                 С.Н.Котов

 

История церкви Иоанна Богослова с.Казьминское

В 1867 году  в Баталпашинском  уезде Кубанской области выходцами из южнорусских губерний и Малороссии было основано село Казьминское. Огромную роль в духовной культуре крестьян-переселенцев играла религия. Она регламентировала все стороны жизни. Религиозные обряды сопровождали крестьянина с момента его рождения и до самой смерти, определяя ритмы быта. Церковь являлась центром духовной жизни села, выполняла различные функции, среди которых были воспитание нравственности у прихожан, забота о просвещении, благотворительность, ведение метрических книг (фиксация рождений, браков, смертей).

В 1869 году, в селении был обустроен молитвенный дом и  прибыл 1-й священник. Им стал Павел Лебедев. Став настоятелем прихода, он приложил немало усилий, чтобы в селе был возведён храм.  Многие крестьяне не успели отстроить свои дома и жили в землянках. Тем не менее, необходимую сумму на строительство церкви (16 тысяч рублей) собрать удалось. Она была «деревянная, на каменном фундаменте с колокольнею. Покрыта железом и имеющая ограду». 14 ноября 1876 года она была освящена «во  имя  Св. Апостола Иоанна Богослова». Находилась она в центре села. Ныне на этом месте парк и Дом культуры. Спустя 130 лет, 26 ноября 2006 года здесь был установлен памятный крест.  В 1885 г. в село прибыл новый священник – Симеон  Кулик.  В 1898г. настоятелем прихода стал Дмитрий Польский. Тогда же Дмитрий Польский был утвержден в должности законоучителя казьминской сельской школы. Одновременно он состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, открывшейся в 1891г.  На смену Дмитрию Польскому  в 1906 году пришел его сын -  Николай Польский. Он стал последним настоятелем прихода Казьминской церкви до революции.  В приходе Казьминской церкви находились и окрестные хутора (около 40). Всего по волости к началу ХХ века официально числились 7150 человек.

В 1918г. советское правительство провозгласило отделение церкви от государства и школы от церкви. По всей стране начались массовые изъятия церковных ценностей. Духовенство подвергалось репрессиям.     Власти пытались подорвать авторитет церкви. В среде самой церкви был организован раскол. Так появились сторонники обновления православного богослужения – «обновленцы» и сторонники  опального патриарха Тихона. Обновленцы захватывали храмы, активно сотрудничали с властями. В Казьминском также  стало действовать две общины. Обновленцы захватили деревянную церковь.  Приверженцы старого обряда – «тихоновцы», вынуждены были обустроить новый молитвенный дом. Находился он  в районе  перекрёстка нынешних улиц Ленина  и Выгонной. Лишь после того, как  церковь выразила  лояльность советской власти, церковный раскол был преодолён. Однако, массовые гонения на церковь и духовенство усилились.

Пережив революцию и гражданскую войну, здание церкви было разрушено в начале 30-х гг.             Сначала снесли купола, устроили в ней  колхозное зернохранилище. Затем стали ломать совсем. Ещё долго возвышался в центре села каменный фундамент. Со временем здесь появился холм. А в 50-х годах и его, в связи с разбивкой на этом месте парка, снесли.

В период оккупации села  был открыт молельный дом. В него принесли несколько икон, уцелевших во время разгрома деревянной церкви в 33-м. Приезжал священник, шли службы, крестили детей.  В 1943 году отношение советской власти к РПЦ изменилось коренным образом.  Был избран патриарх. Стали открываться церкви.  18 июня 1944г. в жизни прихода казьминской церкви произошло важное событие. В этот день была официально зарегистрирована православная община села Казьминского. Здание для молитвенного дома было куплено  верующими  у реки Казьмы. Позднее он был перенесён уже в центр села. В 70-х годах здание обложили кирпичом, придав постройке классический крестообразный вид. До 1947г. священником был протоиерей Капитон Рождественский. Его сменил Виктор Терновский. С 1950г. службу нёс протоиерей Михаил Клева. Псаломщиками были Евгений Дубакин и Николай Кульгускин.

В конце 50-х годов начались так называемые хрущевские гонения. Закрываются храмы, семинарии. Возобновляется антирелигиозная пропаганда. Трудна была жизнь прихода. Ощущался недостаток церковной утвари. Власти  усилили давление на людей, регулярно посещающих церковь. В 1961-1966 годах настоятелем церкви был Сергий Синьков. С 1966 в документах упоминается новый священник Пантелеимон Семилетов. Долгое время в Казьминском не было своего настоятеля. Службы вели священники из других приходов. Гонения на церковь продолжались в стране, уже в небольших масштабах, вплоть до конца 80-х годов.  Именно тогда во всех сферах общества неотвратимо надвигались перемены. Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988г. стало переломной вехой во взаимоотношениях государства и церкви. Началось духовное возрождение общества. При настоятеле Казьминской церкви  Георгии Дементове  была возведена колокольня и купол. При иеромонахе Игнатии (Гайдашенко), спустя 60 лет, вновь заговорили колокола.

В 2005 году по инициативе и на средства колхоза «Казьминский» (председатели А.А.Шумский и С.А.Шумский), а также жителей села началось возведение  нового храма. Он был построен менее чем за два года, а 1 октября  2011 года был освящён Епископом Ставропольским и Невинномысским Кириллом. Накануне освящения, при поддержке правления сельхозпредприятия, на колокольне были установлены новые колокола, и для управления ими – «электронный звонарь». Храм стал достойным памятником  ушедшим поколениям.  При храме действует Воскресная школа. Приход, возглавляемый игуменом Игнатием играет заметную роль в духовной и общественной жизни села.

 


© Котов С.Н., Асланов Х.А., 2024