Закату
бронзового века на Кавказе в начале I тысячелетия до н.э. сопутствовал и распад
родового строя. Новый в труде и войне ведущий материал — железо — породил и
новые общественные отношения.
Ранний
железный век еще не в силах был повсеместно вытеснить эпоху бронзы и даже
камня: в колчане погибшего воина вместе лежали костяные, бронзовые и железные
наконечники, домовитая хозяйка брала с собой в мир иной каменную зернотерку и
бронзовое украшеньице — предметы многовекового уклада и быта сородичей.
Но в
захоронениях того времени мне уже попадались «импортные товары». Например,
финикийские стеклянные бусины. В скифском могильнике обнаруживались изделия
кобанской культуры. И наоборот.
Ширились
связи, шло столкновение, переплав культур. На историческую арену выходили союзы
племен и народы, чьи имена уже отмечены в письменных памятниках Востока и
античного Средиземноморья. Первым исторически известным народом на юге
Восточной Европы стали киммерийцы. Грозные воители, они еще в IX в. до н.э. наводили
ужас на соседей своими железными мечами и явились, видимо, главными
распространителями железа в Предкавказье. Столетие спустя они столкнулись со
скифами, которые двигались на Запад из прикаспийских степей. Теснимые более
сильным противником, киммерийцы ринулись в Переднюю Азию. Прошли и по нашим
местам.
На распаханном
кургане между селом Балахоновским и аулом Карамурзинским мною был найден
бронзовый литой псалий (трензель), четко датируемый IX–VIII вв. до н.э. Еще
одну находку киммерийского типа обнаружил в разрушенном экскаватором кургане на
реке Барсучки — обломки бронзового котла.
Куда заметнее
оставили свой след на нашей земле скифы. Этот индоевропейский ираноязычный
народ сыграл заметную роль в истории Востока. О могущественных
конниках-лучниках, о нравах, обычаях и войнах этого выдающегося народа сообщают
ассиро-вавилонские хроники, Библия, древнегреческие историки.
В 1986 году
житель Усть-Невинки, собирая камни для вымостки двора, случайно вскрыл скифское
захоронение VIII–VII вв. до н.э. Погребенный лежал на глубине около полутора
метров. У пояса находился короткий железный меч, а ножны его украшали три
золотые, в переднеазиатском стиле, фигурки львов. Слева — бронзовые и костяные
наконечники стрел. Здесь же найдено было изваяние воина из ракушечника. Причем
если голова и лицо были высечены довольно схематично, то шейная гривна (обруч)
и короткий меч-акинак на широком поясе были тщательно выделаны.
В том же году
бульдозер разрушил женское захоронение VII в. до н.э. на горе Ивановской. Из
захоронения удалось извлечь обломки чернолощеной мисочки и семь костяных
палочек-застежек.
Ивановская
гора — вообще сплошной археологический памятник. Здесь, например, мне пришлось
доследовать два скифских парных захоронения. В первом, размытом, я нашел
бронзовую шейную гривну, железные ножичек с горбатой спинкой и кинжал с
обломанной рукоятью. Другое представляет особый интерес. В головах погребенных
стояли сероглиняная корчага и горшочек. Тут же лежала зернотерка с закопченной
поверхностью и кусочком киновари на ней. Рядом с каждым скелетом положено было
по железному ножичку (один прямой, другой с горбатой спинкой) и овечьи кости. У
женщины на шее находилось несколько гагатовых бусин, а у пояса мужчины лежали
оселок и набор стрел с железными, бронзовыми и костяными наконечниками —
единственная пока находка колчанного набора VI–V вв. до н.э.
Из случайных
находок отмечу, пожалуй, бронзовые сережку и ворворку, а также костяной псалий
(трензель). На Невинномысской горе была найдена бронзовая пуговица в виде
цветка, в районе ГЭС-4 на распаханном кургане взят обломок финикийской бусины
синего стекла с белым налепным орнаментом.
Перечень таких
находок можно продолжить. К сожалению, ежегодно множество памятников гибнет под
ножами бульдозеров и ковшами экскаваторов, растаскивается
«доброхотами-энтузиастами», многое из наследия древних времен утрачено. И
утрачено безвозвратно.
Газета «Невинномысский рабочий», 11 июля 1998 года