Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Погода

Казьминское 

Казьминскому - 151

Статистика

Статистика ucoz

Социальные сети

Полезные ссылки





Суббота, 15.12.2018, 11:05
|Приветствую Вас Мимолётный посетитель | RSS

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
            МОУ СОШ №16 с.КАЗЬМИНСКОЕ            
Главная | Мой профиль | Выход | Вход

Методика сбора устных источников


МЕТОДИКА СБОРА УСТНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Преподавание истории в школе находится в сложном положении. Обусловлено оно как состоянием самого общества, так и уровнем развития исторической науки. На современном этапе, когда пере­сматривается концепция школьного исторического образования, имеет смысл вернуться к использованию краеведения как методу перестройки преподавания истории в учебных заведениях. Одним из направлений краеведческой работы в школе может стать устная история. Обычно она трактуется как одно из направлений исторического исследования, базирующееся на использовании источников устного происхождения, т.е. речь идет о создании "человеческих" документов на основе бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участ­ников и очевидцев исторических событий.

К сожалению, развитие устной истории сводилось в лучшем случае к сбору коллективных источников устного происхождения - легенд, былин и других форм фольклора. Исследование же фактов индивидуаль­ного сознания, судьбы отдельного человека в период значительных исторических событий не проводилось и не поощрялось. Николай Бер­дяев писал: "Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, при­нято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчаст­ные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений'1-.

Длительное время историческая правда в полней мере отражалась лишь в источниках устного происхождения, поскольку отношение к ис­тории как идеологическому оружию привело к рецензированию и редак­тированию не только печатных произведений, но и чистке и унифициро­ванию архивов, тенденциозному отбору документов, сдаваемых на хра­нение в государственные и партийные архивы, созданию закрытых фондов. Назрела необходимость в масштабах района, села, края органи­зовать целенаправленную работу по записи воспоминаний по различным темам истории современного периода, создать уникальный источник по истории XX в. - живой коллективной памяти нескольких поколений.

Создание архивов устной истории при учебных заведениях - по­сильная и благородная задача преподавателей истории и их учеников. Наиболее благоприятные условия для этой работы у учителя сельской школы: хорошее знание учеников, их семей, односельчан, старожилов; Проживая постоянно в одном населенном пункте и зная возможности информаторов, сельский учитель может систематически течении ряда лет вести работу по созданию устных исторических документов, неоднократно обращаться к ценным информаторам, совершенствуя исторические записи. Немаловажным преимуществом является доверие одно­сельчан к учителю и ребятам. Посторонние респонденты часто сталки­ваются с нежеланием старожилов отвечать на вопросы, касающиеся ра­нее запретных тем или отсутствием искренности.

Обращение учителя сельской школы к устной истории обусловлено необходимостью использования нового краеведческого материала при изучении отечественной историк и организацией посильной исследова­тельской деятельности школьников.

Одной из причин падения интереса к истории является схематич­ное, безынициативное усвоение учащимися набора исторических фактов и явлений в объеме учебника, ограничивающего видение исторического прошлого позицией авторов и не дающего читателю возможности принять участие в решении исторических проблем. Целесообразно построить пре­подавание истории на основе активного творческого самостоятельного изучения недавней истории самими учащимися через организацию сбора и составление устных источников на основе местной истории. Работа по созданию учащимися устных исторических источников даст им возмож­ность соприкоснуться с живой историей, которую невозможно вместить какие-либо схемы и концепции. История в этом случае предстанет пород ребятами как сложный противоречивый процесс, в котором судьба, сознание и психология отдельного человека аккумулирует особенности целой исторической эпохи.

Собираемый из года в год учащимися и учителями материал постепенно составит архив устных исторических документов, на основа которых учитель может организовать исследовательскую работу учащих­ся по изучению отдельных тем, написание докладов и рефератов, ис­пользовать наиболее яркий материал во время уроков; Это поможет не только активизировать мыслительную деятельность каждого ученика в процессе составления устных источников, но и залазит научную базу для школьного кабинета истории.

Школьный архив исторических источников сможет компенсировать узкую базу опубликованной исторической и мемуарной краеведческой литературы, недостаток исторической информации, несовершенство учеб­ников и учебных пособий, отсутствие в селах источниковой базы (науч­ных библиотек, исторических архивов, краеведческих музеев).

Устная история является эффективным воспитательным средством и призвана заполнить образовавшийся духовный вакуум, Обезличенность истории, крушение оторванных от жизни идеалов и героев способство­вали разрыву связи между поколениями, формированию скептического и циничного отношения к труду и жизни старшего поколения, потере общечеловеческих ценностей, разочарованию в собственной жизни. Преподавание истории в школе потеряло главное назначение - укреп­ление гордости и любви к своей Родине и ее истории.

Необходимо совместить изучение общих исторических процессов с изучением местной истории села, края, области, истории своей семьи, конкретного человека. Устная история конкретизирует глобаль­ные исторические процессы на основе местной истории, на жизненном опыте отдельного человека делает понятными исторические категории: кулак, середняк, бедняк, коммуна, переселенец, раскулачивание, депортация и т.д. Главным источником изучения местной истории в условиях сельской школы являются воспоминания старожилов. Приобще­ние ребят к работе по записи рассказов будет способствовать воспи­танию чувства бережного отношения к своему прошлому, прививать ка­выки общения с людьми. Старшее поколение откроется с положительной стороны: их отношение к труду, семье, селу, жизненные принципы. Все это будет формировать уважение к старшим.

Выбор основных направлений работы школьного коллектива может определяться как историческим прошлым населенного пункта, где ве­дется работа, так и интересами собирателя. В каждом населенном пункте имеется широкое поле для сбора устных свидетельств. Однако необходимо учитывать, что с уходом поколения 1900-1920 гг. рожде­ния исчезнет целая историческая эпоха - эпоха революций, гражданс­кой и отечественной войн, первых пятилеток, коллективизации, поэ­тому в первую очередь надо активизировать работу по записи воспоми­наний людей о забытых и замалчиваемых событиях 20-40-х годов, пока есть живые свидетели и очевидцы так называемых "белых пятен" (ла­кун) истории.

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОБИРАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

I. История социальных катаклизмов XX в, подвергавшаяся ис­кажению в официальной историографии:

а) восприятие сельскими жителями важнейших событий гражданской войны (отношение к происходя­щим событиям, понятие о белых и красных, богатых и бедных и т.д.);

б) жизнь отдельной крестьянской семья в период свободного земле­ пользования и развития единоличного хозяйства и кооперации (НЭП);

в) жизнь крестьян в 30-70-е годы (события, отношения, оценки коллективизации, раскулачивания, укрупнения колхозов, борьба с неперспективными селами, влияние Великой Отечественной войны 1841-
1345 гг.);

г) репрессии 20-50-х годов;

д) депортация и переселение соло в советское время;

е) участие односельчан в освоении целин­ных и залежных земель, крупных мелиоративных стройках и т.д.

2.. Традиционное крестьянское общество:

а) народная культура (трудовые, бытовке, общественные и семейные традиции в крестьянс­кой семье);

б) история исчезнувших и исчезающих сел;

в) аграрная политика 50-80-х годов и судьба деревни.

3. Народное сознание:

а) культ личности к народное сознание;

б) отношение к тоталитаризму;

в) формирование однопартийной сис­темы и народное сознание;

г) народное представление о социализме и советском патриотизме, демократии, капитализма и т.д.

4. Восприятие сельскими жителям важнейших событий текущей истории:

а) отношение к современной аграрной политике (аренда, фермерство, частное землепользование, колхозы, совхозы);

б) переселе­ние беженцы и т.д.

Практически нет таких исторических проблем в истории современ­ного села, о которых учитель истории не мог бы получить информа­цию, обратившись с вопросником к различным слоям населения. Сквоз­ной темой исторических исследований в школе может стать изучение истории исчезнувших и существующих сел. Судьба российского села в советское время отразила все переломные этапы современной исто­рии России, охватывая период с революции к гражданской войны до исторических процессов в современной деревне. Исторические собы­тия и явления последних десятилетий XXв. хранятся в памяти односельчан, отражаясь в судьбе и сознании конкретного человека.

Особенность устного исторического источника в том, что он содержит двойную информацию: фактологическую (событийную) и оценочную (психологическую). В отношении фактологической достовернос­ти устных источников между историками идет спор, так как устные рассказы отражают историческую реальность лишь в том виде, как она "преломилась" в сознании очевидцев событий. Поэтому необходимо учитывать возможное искажение фактов. Вместо с тем полученные методом опроса факты могут стать отправной точкой нового, неизвест­ного в истории данной местности. Часто в устных исторических источ­никах интерес представляют не сами факты, а их оценка, осмысление. Изучение народного сознания и психологии практически не являлось объектом академической исторической науки и дает простор для инициативного творчества ученика и учителя.

Занятия устной историей требует от учителя определенных профессиональных качеств и серьезной предварительной подготовки групп учащихся. Грустно становится, когда встречаются такие любители ста­рины, которые годами, собирая устные рассказы, не учитывали обяза­тельные условия, предъявляемые к исследовательской беседе и научной записи. Неправильно проведенные опросы и оформленные записи не мо­гут быть опубликованы и взяты в научный оборот. Необходимо помнить, что собранные источники будут иметь большую историческую ценность для последующих поколений.

Целесообразно начать работу с проведения спецкурса-факультати­ва "Методика собирательской работы"; В ходе занятий наряду с обще­теоретической подготовкой (изучение истории данных мест и современ­ного хозяйственно-экономичоского и культурного состояния) необходи­мо предусмотреть обязательное обучение методам опроса, приемам записи и работы со звукозаписывающей аппаратурой, проведение тренировочных занятий и составление вопросников по интересующим проб­лемам истории.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА

Наиболее приемлемыми и аффективными методами сбора историчес­кой информации является опрос двух видов: анкетирование (письмен­ная форма общения о респондентом), интервьюирование (устная форма).

Проведению опроса предшествует научная работа. От учителя требуется заранее подготовить вопросники, которые станут той кон­кретной программой, с которой школьники будут обращаться к очевид­цам и участникам исторических событий по ходу их собирательской работы. Во время летних экспедиций студенты Барнаульского пединсти­тута апробировали программу изучения истории исчезнувших сел Алтая. Она может быть успешно использована в работе учителя сельских школ.

 

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ИСЧЕЗНУВШЕГО ИЛИ ИСЧЕЗАЮЩЕГО СЕЛА

I. ОБЩИЕ ДАННЫЕ.

Современное название села.

Сельский совет.

Район.

П. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕЛА.

Время образования.

Причины образования (казачий форпост, станица; переселение, рудник, старообрядцы, выселок, что еще?).

Название в прошлом.

Административная принадлежность (губерния, уезд, волость, край, район, сельсовет).

Ш. ОПИСАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ СЕЛА

1. Географическое положение села относительно реки, тракта,, железной дороги, сельского Совета, районного центра, города (на юг от райцентра около 5 км, на Змеиногорском тракте в 5 км от …).

2. Топонимия окрестностей (местное название ручьев, родников, гор, оврагов; болот, перелесков, опушек и т.д.).

3. Легенды и были о происхождений местных названий.

4. Производительное пространство деревни (пахота, сенокосы, вы­пасы, пасека, охотничьи и рыбные угодья, лесозаготовки, ягодные и грибные места..,).

 

IV. ЭКОНОМИКА СЕЛА.

1. Традиционные отрасли земледелия:

а) хлебопашество (какое?);

б) производство других земледельческих культур: 'гречиха, просо, ячмень (какие еще?);

в) производство технических культур: лен, конопля, подсолнечник (каких еще?);

г) огородничество: картофель, горох, арбузы, тыква (что еще?);

д) земледельческие орудия труда;

е) традиционные способы обработки земли;
д) земледельческий календарь.

2. Скотоводство (крупный рогатый скот, коневодство, свиноводство, мараловодство, что еще?)

а) способы содержания скота:

б) знаменитые породы лошадей, коров, чем славились?
в) распространенные породы.

3. Птицеводство (куры, гуси, утки, индюки, кто еще?).

'Градационные крестьянские промыслы: рыболовство, пчеловод­ство, охота, табаководство, сбор орехов, ягод, грибов (что еще?), яркие необычные случаи,, связанные с этим;

Кустарная промышленность и ремесло.

А) по переработке сельскохозяйственных продуктов (маслоде­лие: сливочное, подсолнечное маковое, конопляное, льня­ное; мукомольное; овчинное; пимокатное; шубное? какое еще?);

б) деревообрабатыващее: щепное, бондарное, дегтярное, смо­локуренное и т.д.?

в) железоделательное:

г) гончарное;

д) какое еще?

6. Проведению опроса предшествует (мутовка, ветряная), кру­порушка, маслозавод, сырозавод; кузница, ремесленная мастерская, мелиоративные каналы, что ещо?

7, Местная торговля:

а ) периодические пункты торговли: ярмарка, базар, автолавка и т.д.;

б) постоянные пункты торговли: лавка; магазин;

з) характер: меновая, скупческая, кредитная, потребитель­ская, кооперативная, государственная; г) характеристика товаров (продавали и покупали).

V.. СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЕЛЕНИЯ

Первые фамилии села, родословные потомственных крестьян. Характеристика самобытных им он и фамилий.

Массовые миграции в селе:

а) причины переселения (ссылка, реформа 1661 г., столы­пинская реформа; что еще?);

б) места выселения (Тамбовская губ., Саратовская, Курская , откуда еще?);

в) положение переселенцев (приписанные, не приписанные, батрачество и т.д.).

3. Переселение в советское время:

а) причины (раскулачивание и репрессии, депортация, ссылка из Центральной России во время холеры и т.д.);

б) места выселения (Поволжье, Чечено-Ингушетия, Калмыкия, Молдавия, Украина, Москва и т.д.);

в) положение переселенцев.

4. Знаменитые люди оказавшие влияние на судьбу деревни, края. Страны (деятели науки и культуры, ученые, писатели, художники, учителя, композиторы, герои революции и войны, труда, народные врачеватели и умельцы, изобретатели, политические деятели, краеведы). Численность населения в разные исторические периоды (какие события влияли на увеличение или уменьшение численности населения в селе?)

VI. ТРАДИЦИИ. БЫТ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА.

1. Состав верующих (христиане, мусульмане, иудеи, буддисты и другие) и здания религиозного культа (церковь, собор, монастырь, молельный дом).

Взаимоотношения в семье (между родителями и детьми, между мужем и ясной, между родственниками). Распределение трудовых обя­занностей в семье. Финансовое положение в семье.

Отношения между сельчанами. Формы общения:

а) трудовые (совместные виды работ, помочи, субботники т.д.);

б) отдых (посиделки, вечеринки, собрания, торжественные обряды, сельские праздники).

VII. ВНЕШНИЙ ОБЛИК СЕЛА. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ.

Плотность застройки. Планировка села (одна улица вдоль раки, у подножья горы... как еще?).

Архитектурная структура (в центре села площадь ... как еще?).

Памятники архитектуры (церковь, часовня, купеческий дом и т.д.);

4. Исторические достопримечательности

а) здание или места связанные с посещением или проживанием знаменитых людей:

б) здания или места, связанные с историческими событиями (первый крестьянский дом, сельская управа, церковь, шко­ла, штаб партизанского отряда и др.);

в) памятники, посвященные каким-либо событиям или людям.

5. Географические достопримечательности (пещера, озеро, родник, лечебные ключи и т.д.).

VIII. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ГЛАВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ В СУДЬБЕ СЕЛА.

1. Влияние НЕПа на жизнь крестьян села.

Проведение политики сплошной коллективизации и борьба с кулачеством в деревне.

Влияние Великой Отечественной войны на жизнь деревни.

Какие послевоенные события оказали влияние на жизнь деревни (целина, реформы 50-70-х годов: укрупнение села, отношение к неперспективным селам и т.п.).

IX. ВРЕМЯ И ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ СЕЛА.

Время основного потока миграции.

Причины, вызвавшие миграцию.

Места миграции (в другие села района, в другие районы, области, края).

Когда и кто последним покинул село?

Что осталось на том месте (материальные остатки жилищ, памятники, кладбище?...)

 

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

Интервью представляет собой непринужденную беседу двух равнозаинтересованных людей, проводимую по определенному плану, при­чем запись ответов производится либо вручную, либо механически. В мировой научной практике (наибольшее распространение устная ис­тория получила в Англии и США) запись воспоминаний осуществляется с помощью магнитофона и других вспомогательных технических средств (диктофоны, видео- и аудиоаппаратура). Затем текст транскрибируется (переносится) на бумагу. Но, учитывал реальные возможности сельских школ, рекомендации по проведению опроса к интервью предполагают в том числе ручную запись воспоминаний. Искусство использования этого метода опроса состоит в том, чтобы уметь и знать:

о чем именно опрашивать?

как спрашивать?

кого спрашивать?

какие задавать вопросы?

где вести беседу?

как обрабатывать данные?

Проведение интервью требует творческого подхода и зависит от индивидуальных качеств ведущего. Нельзя дать единый рецепт для всех интервьюеров (ведущего опрос). Мастерство интервьюера опреде­ляется умением правильно сгруппировать вопросы и расположить их в определенном порядке с учетом текущих обстоятельств, атмосферы беседа и возраста спрашиваемого. Обычно интервью строится поэтапно.

1. Введение и установление контакта. Цель этого этапа - выз­вать интерес к беседе, убедить людей, как важны их знания. Для соз­дания атмосферы доверительности можно рассказать что-то самому (о дороге, погоде, сослаться на кого-то в деревне). Обращаться к собеседнику нужно уважительно, по имени и отчеству, а не фамильярно, как это принято в деревне. Обязательным условием является информация о себе и организации, которую представляешь (школам училище, музей). Ведущий обязан объяснить, где и как будет использо­ваться полученная информация. Как правило, ребята быстро убеждают­ся, что успех всего интервью определяется именно вступительной бе­седой.

2. Программные вопросы. Первые вопросы не должны быть сложны­ми и объемными. Собеседники проводят своеобразную разминку. Пере­ход к основным вопросам должен быть понятен опрашиваемому. Можно выделить их фразой: "Позвольте перейти к наиболее важным вопросам".
Завершение беседы должно состоять из несложных вопросов, так как к этому времени и интервьюер и респондент (опрашиваемый) утомлены. Можно уточнить какие-либо вопросы, вернуться к недосказанному. Оптимальная продолжительность всего интервью 40-50 минут. Дальнейшее расспрашивание не даст ожидаемого эффекта. Если чувствуется, что респондент еще обладает достаточной информацией, лучше перенести беседу на другой день.

3. Оформление паспортички (основных сведений об опрашиваемом). Опыт показывает, что учащиеся не понимают, что сбор сведений об интервьюированной является обязательным условием научной записи. Обычно паспортичка содержит следующие вопросы:

Ф.И.О.

Год рождение.

Место рождения.

Профессия.

Где и в каком качестве работал или работает (если на пен­сии, то, с какого времени).

Адрес.

Любое интервью представляет собой сложное социально-психоло­гическое общение. Учащийся должен обладать не только определенным уровнем знаний по той теме, с которой оп приходит к респонденту, но и определенным уровнем культура; необходимым для общения с людьми. Ребятам приходится во время устного опроса обращаться к болевым периодам жизни респондента (депортация, репрессии, раскулачивание и т.д.)'. Поэтому вопросы надо задавать так, чтобы не задеть самолю­бие респондента, его достоинство, престижных представлений, поста­раться избежать отрицательных эмоций у опрашиваемого (спасения за последствия опроса, неприятные ассоциации, печальные воспоминания и другие отрицательные эмоциональные состояния, влияющие на ду­шевное самочувствие респондента). Опит показывает, что у поколений 30-50-х годов до сих пор существует страх перед последствиями за свею откровенность. Часто они задают вопрос: "Не привлекут ли их куда за рассказ?" Поэтому интервьюер должен уметь не только вызвать респондента на искренность, по и не нарушить его душевный комфорт и покой.

Интервьюеры должны понимать, что общение с опрашиваемым обусловлено ситуацией опроса, его условиями, которые должны быть благоприятные для спокойной и сосредоточенной работы респондента над вопросами. Необходимо выбирать оптимальное время и место для опроса. Нельзя проводить интервью в людных помещениях, при посторонних людях, Даже молчаливое присутствие во время интервью "треть­его" лица (сосед, сослуживец, родственник) оказывает влияние на содержание ответов. Большим временем и откровенностью человек располагает в домашней обстановке. Однако надо учитывать занятость респондента домашними делами. Например, для сельского хозяина при­ход интервьюера в утренние часы работы в хозяйстве или вечерней дошей может вызвать отказ отвечать на вопросы.

Наконец, успех опроса определяется психологическим состоянием самого человека в момент проведения интервью и использованием уча­щимися психологических приемов ведения беседы. Так, интервьюер дол­жен владеть способами поощрения к ответу: внимательный взгляд, одо­брительный кивок, благодарность за подробный ответ, восхищение па­мятью собеседника; неподдельная заинтересованность, уважительное отношение к респонденту. Нельзя прерывать собеседника или открыто и грубо подвергать сомнению его высказывания. Чтобы проверить инфор­мацию, вызвавшую недоверие, можно использовать множество других спо­собов: способ частичного несогласия с опрашиваемым ( "Вы говорите, что .... однако многие,,,"), стимулировать более подробное воспоми­нание ( "Вы так думаете?"), указать на противоречивость "Может быть, я вас неверно понял?").

При интервьюировании существует опасность активного влияния ведущего на содержание ответов и оценок. Замечено, что опрашиваемые часто стремятся "угадать" ответ на заданный вопрос, который бы сов­пал с мнением партнера. Поэтому учащиеся должны быть одержанными в проявлении собственных реакций па ответы или поведение интервьюи­руемого, не вступать в дискуссию с ним по поводу его мнения, не за­давать воцросы-подсказки, а давать возможность думать. Интервьюер обязал свести к минимуму влияние своих оценок и суждений на качество воспоминаний.

По-видимому каждый школьный коллектив, занимающийся устной историей, должен выработать свой Кодекс интервьюера, как это сделано сектором устной истории лаборатории исторического краеведения Бар­наульского пединститут.

КОДЕКС ИНТЕРВЬЮЕРА

Интервьюирование должно стать повседневной работой в историчес­ких исследованиях по XX в. При этом интервьюер-исследователь должен сознавать, что создает документы, являющиеся историческим источни­ком для будущих историков. Поэтому необходимо тщательно документи­ровать результаты опроса.

Интервью должно записываться только после того, как рес­пондент извещен об ответственности за свои материалы и имеющиеся на них права. Исследователь должен документировать любые соглашения с теми, у кого берет интервью,

2. До начала интервью, если это возможно, попросить респондента дать обзор источников по теме данного опроса, которые в записи необходимо указать,

3. Интервьюер должен вести информативный диалог с респондентом, задавая вопросы, стимулирующие более широкое освещение теш.

4. Интервьюер обязан защищать опрашиваемого от возможных со­циальных травм, вести беседу с уважением к его человеческому дос­тоинству. Даже если ответы вызывают сомнение респондента, интервью­ер не должен проявлять недовольства,

5. Интервьюер несет ответственность за правильное цитирование материалов,

6. Преподаватели, вовлекающие в такого рода работу школьников, обязаны ознакомить их с правилами опроса и с ответственностью в целом за данный опрос,

7. На материал опроса ставится подпись респондента. Если сведе­ния имеют историческую ценность, то подпись заверяется печатью сель­ского Совета или другого государственного учреждения. В этом случае запись опроса может быть сдана в государственный архив.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПИСИ

Чтобы записи опроса, интервью, анкетирования могли быть опуб­ликованы и взяты в научный оборот, необходимо соблюдать ряд обяза­тельных условии. Как правило, именно при оформлении устного истори­ческого источника исследователем допускается больше всего ошибок, которые порой перечеркивают всю проделанную работу.

Воспоминание, в случае письменного фиксирования, записывает­ся непосредственно вслед за рассказом дословно, без пропуска отдель­ных слов и фраз и излагается от первого, а не от третьего лица. Следует максимально использовать выражения опрашиваемого. Можно использовать небольшие поля справа для своих заметок: "не желает отвечать", "оживлен", "нервничает" и т.д. Желательно записывать не только все ответы респондента, но вопросы и замечания интервьюера,

Запоминание и перенесение рассказа позже на бумагу катего­рически запрещается. Такой способ неизбежно повлечет за собой неполноту записи воспоминаний, искажение фактов, оценок и суждений рассказчика. Сама запись неотвратимо «преломится» через сознание и мировоззрение интервьюера и будет нести неполную и искаженную информацию.

3. Недопустимо редактирование текста, если даже речь респондента кажется безграмотной (как при транскрибировании с магнитофона, так и при письменном фиксировании). Запись должна отражать тот словарный запас, которым обладает рассказчик. Если встречаются непонятные слова, их выясняют в ходе беседы и фиксируют их объяснение в интерпретации рассказчика. Олицетворение текста недопустимо.

4. Черновая запись осуществляется на одной стороне листа, слева оставляют поля. Обратная сторона и поля используются для дополнений рассказчика, если он возвращается к этому событию, для уточнения непонятного, для своих замечаний, пометок характера рассказа (настороженность, сдержано, враждебно, неискренне и т.п.). Такая форма непосредственной записи поможет при окончательном оформлении документа.

5. Чистовой вариант рассказа оформляется вручную или печатается на развернутом листе бумаги с одной стороны с соблюдением полей 2,5-3 см слева для сшивания листов. Чтобы документ был читаем, необходимо сами сюжеты записывать с красной строки или выделять их отдельным вопросом. Если чистовой вариант переписывается от руки, то это производится понятным почерком. Запись не должна быть слишком плотной.

6. Правильно оформленный текст дается на прочтение интервьюированному. После ознакомления с ним респондент, если не имеет больших замечаний и уточнений, ставит свою подпись, а при сдаче материала в государственный архив выполняются все требования п. 7. (см. «Кодекс интервьюера»).

АНКЕТИРОВАНИЕ.

В отличие от интервьюирования в анкетировании могут участвовать менее подготовленные ребята, так как качество работы больше зависит от правильного оформления анкеты и формулировки вопросов. Составление анкеты для учителя является непростым делом и требует основательного знания сути исторических явлений и техники опроса. Составление анкеты определяется как авторская работа. Педагог, прежде чем посылать учащихся с анкетами по адресам, должен быть уверен в совершенстве анкеты. Для овладения мастерством составления анкеты можно обратиться к опыту этнографов, социологов, фольклористов и глубоко изучить тему анкетирования. заполняет анкету самостоятельно, в пределах имею­щихся у него знаний. Допустима совместная форма работы, когда анке­тер записывает ответы на вопросы под диктовку. В сельских школах можно широко применить письменное, почтовое анкетирование по цело­му ряду тем: анкетирование бывших жителей исчезнувших сел района, односельчан, подвергнутых раскулачиванию, и т,пс, доживающих не только в крае, но и за его пределами. Ниже приводится в качестве образца апробированная анкета для раскулаченных:

АНКЕТА

Уважаемый …………………………………………………………………

Лаборатория историческою краеведения БГПК обращается к Вам с просьбой ознакомиться с вопросами анкета и ответить на содержа­щиеся в ней вопросы. Ваши ответы окажут неоценимую помощь в восста­новлении исторической правда и справедливости. Результаты данного опроса составят самостоятельный архив по истории необоснованных репрессий в советское время и будут использованы в научной и учеб­ной работе. Заранее благодарим за участие в исследовании.

ИНСТРУКЦИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ АНКЕТЫ

Ответы даются в произвольной, свободной форме на любых чистых листах бумаги.

Текст пишется на одной стороне развернутого листа (как в ан­кете). Слева оставляются поля 2-3 смс

Размеры Вашего ответа не ограничиваются. Для нас важны все подробности, которые хранятся в Вашей памяти.

Вопрос переписывать необязательно. Можно указать его номер перед Вашим ответом.

Прежде всего позвольте задать Вам ряд вопросов о Вашей жизни до раскулачиваниям .

1. Где проживала Ваша семья?

Какая была семья (состав семьи, образование, занятия чле­нов семьи?)

Сколько земли было в хозяйстве?

Сколько имели скота (лошадей, коров, овец)?

Какие технические средства применялись в хозяйстве?

Как распоряжались продуктами хозяйства?

Как распределялись трудовые обязанности в семье?

Приглашали ли Вы к сбору урожая, к уходу за животными и на прочие работы по ведению хозяйства соседей или других граждан, т.е. применялся ли в хозяйстве наемны труд?

Далее просим Вас ответить на вопросы, касающиеся не приятных для Вас событий раскулачивания:

9.Как отнеслись Вы и Ваша семья к образованию колхозов?

10.Когда Ваша семья была подвергнута раскулачиванию? Кто из односельчан был раскулачен с Вами?

11.Что послужило поводом к раскулачиванию?

12. Кем и как была обоснована необходимость раскулачивания Вашей семьи?

13. Как Вы сами объясняете причины раскулачивания?

14. Как была раскулачена Ваша семья?

15. Как проходило раскулачивание в Вашем селе (действия мест­ных органов власти, НКВД, суда)?

16. Какие формы репрессий были определены Вашей семье?

Какой материальный и моральный ущерб понесла Ваша семья?

Как распорядились конфискованным у Вас имуществом, домом?

Изменилось ли отношение к Вашей семье


© Котов С.Н., Асланов Х.А., 2018