«  Апрель 2024  »

Отчёт о многодневном походе

в Марухское ущелье

(«Вахта Памяти – 2012»)

Ежегодно, накануне дня Победы, в Ставропольском крае проводится акция «Вахта Памяти». Наш район и школа вновь приняли в ней активное участие.  Организатором мероприятия стала районная станция детского и юношеского туризма им. В.Фёдорова. С 28 апреля по 2 мая 2012 г. краеведы и туристы прошли дорогами наших дедов и прадедов по местам боёв в Марухском и Зеленчукском ущельях Карачаево-Черкесии.  Для меня это был первый в жизни поход, о котором у меня осталось много приятных впечатлений. Я думаю, что запомню его надолго.

Маршрут похода: Нижний Архыз – Специальная астрофизическая обсерватория РАН – урочище Нара-Тышек - долина р.Маруха. В нынешнем году в многодневный поход казьминскую школу представляли 5 школьников и один руководитель: Бондаренко Павел, Асланов Ханлар, Луковкин Вадим, Кемпф Андрей, я - Макаров Дмитрий. Руководитель нашей группы - Котов С.Н. Инструктор-проводник Смирнова Ю.Н. (зам.директора СДЮТиЭ). В составе команды были  и учащиеся Дворцовской, Ивановской и Кочубеевской школ.

Обо всём по порядку. Наше путешествие началось в селе Кочубеевском. Здесь мы погрузили свои рюкзаки в автобус и довольно быстро добрались до Архыза. Оставив, свой транспорт у обсерватории мы перекусили, помятуя о правиле настоящего туриста – «съешь больше, понесёшь меньше». Затем мы выдвинулись в путь. Первые полчаса пути, с переполненными рюкзаками, были для меня очень тяжелыми.

К вечеру мы планировали спуститься в долину Марухи через урочище Нара-Тышек. Этот спуск оказался для меня необычайно запоминающимся:  круто уходящая вниз тропа, которую мы порою теряли, сосновый бурелом, спотыкающиеся туристы…  Трудности пути скрашивал фантастический вид на покрытые снегом горные вершины, а также на тонкую нить реки Марухи, какой она выглядит сверху. Спустились.

У реки мы разбили лагерь, приготовили ужин, пережили дождь. Уставшие, мы набились в палатки, пошумели для приличия и к полуночи уснули.

Переночевав, утром мы отправились на юг, в сторону Марухского перевала.  Погода нам сопутствовала. У памятника  защитникам Кавказа, провели линейку. Вспомнили о нашем земляке Василии Палагуте, сложившем свою голову в Марухском ущелье в 1942 году в одном из боёв с немцами, в составе  партизанского отряда «Мститель». Участникам похода были повязаны георгиевские ленточки. Память о погибших партизанах мы почтили минутой молчания. А затем, мы отправились к теснине реки Марухи, где обустроили свой лагерь.
      Здесь мы пробыли 3 дня.  Место это удивительной красоты. Известный краевед Л.Я.Апостолов  в 1897г. в своей книге «Географический очерк Кубанской области» писал: «на р. Маруха в верхнем течении есть замечательный водопад, находящийся в теснинах, имеющий ширину не более 4,5 аршин, а с боков  - отвесные стремнины. Падающая вода разбивается об торчащие со дна две чёрные скалы на мельчайшие брызги, где видна очень красивая радуга. Над водопадом нависают скалы, свесившись с которых можно увидеть очаровательную картину всего водопада. Сила воды так велика, что от попадающих сюда деревьев остаются только одни щепки».

Уже отсюда мы совершили экскурсию к пещере «Череп», расположенной на одном из отрогов горы Большой Карабек. В этой пещере в древности добывалась медная руда. В своё время, по сведениям археолога Т.М.Минаевой, здесь были обнаружены обломки от четырёх каменных молотов, которыми дробили породу.

Недалеко от лагеря обнаружили окопы. Вероятнее всего, сохранились они со времён Великой Отечественной войны. Ученики Дворцовской школы даже пытались провести здесь раскопки сподручными средствами. Наткнулись только на какой-то мусор.

1 мая мы отправились в обратный путь. Переночевали у излучены реки. Примечательным событием того дня была встреча с проплывавшими мимо рафтами с весёлыми украинцами на борту. А утром мы поднялись к обсерватории, и поехали домой. Покидать горы было грустно. Но поход подошёл к концу. Впечатлений было много. Особенно у меня, ведь я  впервые в своей жизни, высунув утром нос из своей палатки, вдохнул порцию морозного горного воздуха, впервые увидел водопады и побывал в пещере, протопал десятки километров.

Возвратившись, домой, мы смонтировали  фильм о нашем походе.