Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Погода

Казьминское 

Казьминскому - 152

Статистика

Статистика ucoz

Социальные сети

Полезные ссылки





Воскресенье, 18.08.2019, 17:28
|Приветствую Вас Мимолётный посетитель | RSS

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
            МОУ СОШ №16 с.КАЗЬМИНСКОЕ            
Главная | Мой профиль | Выход | Вход

Ч.7 Правовое положение иногородних


Неудивительно, что взаимоотношения казаков и пришлого населения были весьма сложными.  Источником постоянного напряжения служили межсословные противоречия. Во многом это объяснялось сложностью земельного вопроса. Его разрешение иногородние видели в ликвидации существовавших форм землевладения, или в переделе земли между всеми жителями края. Однако, упразднение собственности войска на основной земельный массив в казачьих областях затронуло бы основы казачьей сословной организации. В этой ситуации казаки стремились сохранить существующее положение, и, прежде всего оградить войсковую земельную собственность от поползновений иногородних.

Неуклонно обострявшиеся противоречия в целом были обусловлены реалиями развивавшихся капиталистических отношений. Они наносили мощный удар по всем сохранившимся элементам феодализма в экономической и социально-политической сферах жизни общества. Среди казачества стали быстро проявляться элементы общественного разложения. Вина за это была возложена на иногороднее крестьянство.

Казачья администрация дифференцированно относилась к различным категориям невойскового сословия. Так, власти поощряли крупных предпринимателей, арендовавших большие участки войсковых земель. Например, «тавричан» - крупнейших скотопромышленников юга России - выходцев из Таврической губернии. Заинтересованы были казаки и в привлечении сельскохозяйственных рабочих на временные (сезонные) работы. Для них не существовало ограничений. А вот к оседлопроживающим в казачьих станицах крестьянам и так называемым квартирантам (проживающих без оседлости) отношение казаков и особенно властей было резко отрицательным (25). Таковых войсковое начальство относило к «разному сброду», отличающемуся сомнительными нравственными качествами и привлеченному на новые места лишь приманкой легкой наживы». По мнению Дондукова-Корсакова они лишь «бесконтрольно эксплуатируют казаков и своим примером влияют на них растлевающим образом» (26).

На тяжелое правовое и экономическое положение иногородних обратили внимание правительственные чиновники, ревизовавшие казачьи области. По части решения вопроса об иногородних между военным ведомством и гражданскими учреждениями возникли существенные разногласия. Первые предлагали провести ряд репрессивных мер: восстановить закон о воспрещении селиться в станицах и приобретать в них какую-либо собственность; выселять из станиц иногородних, не имеющих оседлости и не занимающихся ремеслом, а также оседло проживавших крестьян с уплатой им стоимости построек и т.д. Вторые, в лице Министерства Государственных Имуществ, Переселенческого Управления и Министерства финансов, предлагали меры по устройству быта иногородних через причисление одних крестьян к казачьему сословию, улучшения положения других путем расширения содействия крестьянского поземельного банка в приобретении частных земель, передачи им казенных земель, и главное - уравнения в правах с казаками.

Эти разногласия проявились и во время работы открывшейся в 1885г. в г.Екатеринодаре комиссии по пересмотру существовавших законов и административных распоряжений, относящихся к иногороднему населению Кубанской и Терской областей. Приступая к выполнению возложенной на нее задачи, Екатеринодарская комиссия приняла за основу решение Тифлисской комиссии составлявшей в 1883 г. проект преобразования управления  Кавказскими казачьими войсками.  Последняя признала необходимым «прекратить дальнейшее водворение иногородних в казачьих станицах и изыскать меры к уменьшению настоящего их числа»(27).   Комиссией был выработан законопроект об устройстве иногородних переселенцев. Он рассматривался в государственных учреждениях почти 30 лет, однако так и не был утвержден. В законопроект были включены все уже существовавшие административные ограничительные меры в отношении иногороднего населения и добавлены новые, еще более ухудшавшие его положение. Его цель была изложена в объяснительной записке: «Новым законом имеется ввиду уменьшить наплыв в казачьи поселения лиц невойскового сословия, а лиц этого сословия, уже поселившихся, несколько стеснить» (28). Какие же меры для «стеснения» иногородних предполагалось добавить к существовавшим? Это и право определять станицы, где по «уважительным основаниям» отчуждения домов, строений, садов не допускалось вообще, это и увеличение до 10коп. посаженной платы, это и полное ограничение права бесплатного выпаса скота на общественном выгоне.

Законопроект рассматривался в 1898г. в Военном совете, в различных министерствах. Министр финансов отметил, что «существующие законоположения...предоставляют казакам полную возможность притеснять иногородних, чем казаки широко пользуются...». В своем заключении Министр Земледелия и Государственных Имуществ констатировал, что иногородние значительно превосходят по своей численности казачье население. А при таком положении дела, - продолжал министр - «...едва ли представляется справедливым, с государственной точки зрения, изменять действующие постановления об иногородних лицах в казачьих войсках, в смысле дальнейшего ограничения их прав в пользу меньшинства» (29). Таким образом, новое законодательство должно было привести к более тяжелому юридическому положению иногородних. (см. продолжение)


© Котов С.Н., Асланов Х.А., 2019