Неудивительно, что взаимоотношения казаков и пришлого населения были весьма
сложными. Источником постоянного напряжения служили межсословные
противоречия. Во многом это объяснялось сложностью земельного вопроса. Его
разрешение иногородние видели в ликвидации существовавших форм землевладения,
или в переделе земли между всеми жителями края. Однако, упразднение
собственности войска на основной земельный массив в казачьих областях затронуло
бы основы казачьей сословной организации. В этой ситуации казаки стремились
сохранить существующее положение, и, прежде всего оградить войсковую земельную
собственность от поползновений иногородних.
Неуклонно обострявшиеся противоречия в целом были обусловлены реалиями
развивавшихся капиталистических отношений. Они наносили мощный удар по всем
сохранившимся элементам феодализма в экономической и социально-политической
сферах жизни общества. Среди казачества стали быстро проявляться элементы
общественного разложения. Вина за это была возложена на иногороднее
крестьянство.
Казачья
администрация дифференцированно относилась к различным категориям невойскового
сословия. Так, власти поощряли крупных предпринимателей, арендовавших большие
участки войсковых земель. Например, «тавричан» - крупнейших скотопромышленников
юга России - выходцев из Таврической губернии. Заинтересованы были казаки и в
привлечении сельскохозяйственных рабочих на временные (сезонные) работы. Для
них не существовало ограничений. А вот к оседлопроживающим в казачьих станицах
крестьянам и так называемым квартирантам (проживающих без оседлости) отношение
казаков и особенно властей было резко отрицательным (25). Таковых войсковое
начальство относило к «разному сброду», отличающемуся сомнительными
нравственными качествами и привлеченному на новые места лишь приманкой легкой
наживы». По мнению Дондукова-Корсакова они лишь «бесконтрольно эксплуатируют
казаков и своим примером влияют на них растлевающим образом» (26).
На
тяжелое правовое и экономическое положение иногородних обратили внимание
правительственные чиновники, ревизовавшие казачьи области. По части решения
вопроса об иногородних между военным ведомством и гражданскими учреждениями
возникли существенные разногласия. Первые предлагали провести ряд репрессивных
мер: восстановить закон о воспрещении селиться в станицах и приобретать в них
какую-либо собственность; выселять из станиц иногородних, не имеющих оседлости
и не занимающихся ремеслом, а также оседло проживавших крестьян с уплатой им
стоимости построек и т.д. Вторые, в лице Министерства Государственных Имуществ,
Переселенческого Управления и Министерства финансов, предлагали меры по
устройству быта иногородних через причисление одних крестьян к казачьему
сословию, улучшения положения других путем расширения содействия крестьянского
поземельного банка в приобретении частных земель, передачи им казенных земель,
и главное - уравнения в правах с казаками.
Эти разногласия проявились и во время работы открывшейся в 1885г. в
г.Екатеринодаре комиссии по пересмотру существовавших законов и
административных распоряжений, относящихся к иногороднему населению Кубанской и
Терской областей. Приступая к выполнению возложенной на нее задачи,
Екатеринодарская комиссия приняла за основу решение Тифлисской комиссии
составлявшей в 1883 г. проект преобразования управления Кавказскими
казачьими войсками. Последняя признала необходимым «прекратить дальнейшее
водворение иногородних в казачьих станицах и изыскать меры к уменьшению
настоящего их числа»(27). Комиссией был выработан законопроект об
устройстве иногородних переселенцев. Он рассматривался в государственных
учреждениях почти 30 лет, однако так и не был утвержден. В законопроект были
включены все уже существовавшие административные ограничительные меры в
отношении иногороднего населения и добавлены новые, еще более ухудшавшие его
положение. Его цель была изложена в объяснительной записке: «Новым законом
имеется ввиду уменьшить наплыв в казачьи поселения лиц невойскового сословия, а
лиц этого сословия, уже поселившихся, несколько стеснить» (28). Какие же меры
для «стеснения» иногородних предполагалось добавить к существовавшим? Это и
право определять станицы, где по «уважительным основаниям» отчуждения домов,
строений, садов не допускалось вообще, это и увеличение до 10коп. посаженной
платы, это и полное ограничение права бесплатного выпаса скота на общественном
выгоне.
Законопроект рассматривался в 1898г. в Военном совете, в различных
министерствах. Министр финансов отметил, что «существующие
законоположения...предоставляют казакам полную возможность притеснять
иногородних, чем казаки широко пользуются...». В своем заключении Министр
Земледелия и Государственных Имуществ констатировал, что иногородние значительно
превосходят по своей численности казачье население. А при таком положении дела,
- продолжал министр - «...едва ли представляется справедливым, с
государственной точки зрения, изменять действующие постановления об иногородних
лицах в казачьих войсках, в смысле дальнейшего ограничения их прав в пользу
меньшинства» (29). Таким
образом, новое законодательство должно было привести к более тяжелому
юридическому положению иногородних. (см. продолжение)