Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Погода

Казьминское 

Казьминскому - 152

Статистика

Статистика ucoz

Социальные сети

Полезные ссылки





Воскресенье, 18.08.2019, 17:30
|Приветствую Вас Мимолётный посетитель | RSS

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
            МОУ СОШ №16 с.КАЗЬМИНСКОЕ            
Главная | Мой профиль | Выход | Вход

Музей и здоровьесбережение


Котов Сергей Николаевич,

руководитель историко-краеведческого музея МОУ СОШ №16

 Кочубеевского района, учитель истории и краеведения

/с.Казьминское/

 

       Школьный музей – как центр формирования духовного

и нравственного здоровья личности

 

        В настоящее время перед школой остро стоят задачи создания условий для сохранения  здоровья учащихся, и, как следствие, возрастает значение не только физкультурных занятий, но и досуговой деятельности школьников как важнейшей части всей программы оздоровления.

Особое место в образовательной системе нашей школы занимает историко-краеведческий музей, который ставит перед собою задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности. А сохранение нравственного здоровья это одна из задач оздоровительных технологий в школе. Она обозначена и в «Концепции духовно-нравственного развития воспитания личности и гражданина России».

        Музей образовательного учреждения интегрирован в учебно-воспитательный процесс. Это универсальный образовательный институт, сочетающий в себе детский клуб, общественное объединение и научное учреждение. Музей вносит весомый вклад в военно-патриотическое воспитание. Здесь школьники приобщаются к боевым и культурным традициям нашего народа, накапливают опыт нравственного поведения.

         В своём выступлении я хотел бы в общих чертах охарактеризовать некоторые из направлений деятельности школьного музея с.Казьминское, связанных с формированием духовного и нравственного здоровья личности.

 

         Историко-краеведческий музей учрежден  1 июля 2005г. В апреле 2006г музей прошел аттестацию и был зарегистрирован в Федеральном центре детско-юношеского туризма и краеведения. (В 2011г. - подтверждение аттестации).

          В настоящее время в музее более 2700 единиц хранения (подлинники). Фонды музея включают в себя археологические и этнографические материалы, нумизматическую коллекцию, фото- кино документы, награды, дореволюционные печатные издания, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

 

         Опыт работы  на протяжении  нескольких лет по организации  школьного историко-краеведческого музея привел нас  к выводу о важной роли, которую  может сыграть в образовательном процессе технология музейной педагогики. Музейная педагогика – наука  о воспитании творчески развитой личности  в условиях музейной среды. Музейная педагогика формирует фундамент для будущей системы ценностей школьника.

 

Музейная деятельность обширна и многогранна. Она раскрывает перед нами широкий спектр возможностей, ведь музей это не только тематическая экспозиция или хранилище экспонатов. Прежде всего, это разноплановая деятельность музейного актива, направленная, в том числе, и на здоровьезбережение.

 

        Одним из действенных способов  сохранения здоровья учащихся является школьный туризм. В плане работы нашего музея в обязательном порядке присутствуют мероприятия туристско-краеведческой направленности. Туризм и краеведение понятия неразделимые. Туризм не просто развлечение. В нём нельзя провести чёткую разделительную линию между «делом» и «потехой». Туризм, как и всё на свете требует труда.  Туристический поход даёт школьнику радостные переживания и яркие впечатления, укрепляет здоровье, в том числе и психическое, развивает физически. В походе школьник развивает разного рода полезные умения и навыки, получает полезную информацию об окружающем мире. Занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к Родине, к природе, к труду. Безусловно, трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в природной среде. На базе школы и музея проводятся занятия ОДО «Туристы-краеведы». Очень тесными являются связи школы и районной станции детско-юношеского туризма и экскурсий им.В.Фёдорова, краевого центра экологии, туризма и краеведения, ФЦДЮТиК.

          С  2008г. в практику работы музея, вошла организация многодневных  научных экспедиций, туристических и краеведческих походов  к историческим памятникам Северного Кавказа. Экспедиции проводятся в рамках реализации проекта «Древности Кавказа».

    В 2008г. краеведы посетили Кяфарское городище, расположенное на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесии, и Ильичевское городище (Отрадненский район Краснодарского края). Целью экспедиций было ознакомление с интереснейшими археологическими памятниками средневековой Алании. Перед поездкой учащиеся ознакомились с историей  Аланского государства, изучили публикации о памятниках Западной Алании. На месте был проведён мониторинг состояния археологических объектов, проведены фото- и видеофиксация.  Старшая группа актива музея практиковалась и навыкам фиксирования памятника на чертеже. Был собран большой материал для видеофильма. («Древности Кяфарского городища»).

 

     С 2009г. туристы и краеведы принимают участие в акции «Вахта Памяти». Ребята совершают многодневные походы по местам боёв партизанского отряда «Мститель» в годы ВОВ на территории КЧР, знакомятся с археологическими памятниками расположенными в долинах рек Б.Зеленчук и Маруха, посещают археологический музей в п.Буково. По итогам похода были сняты видеофильмы «Фронт за облаками», «Вахта Памяти» и другие. 

 

     Третий год подряд туристы и краеведы  казьминской школы принимают участие в краевой туриаде-экспедиции по местам боевой славы «Граница»,  Маршрут пролегал через перевалы Кавказского хребта  к Чёрному морю.

 

     Ежегодно, в период летних каникул школьники отдыхают в горном спортивно-оздоровительном лагере «Крокус» (КЧР, долина р.Псыш). Программа лагеря насыщена играми, спортивными и краеведческими мероприятиями. Обязательными являются двух-трехдневные походы.

  

 Летом прошлого года активисты музея принимали участие в работе детско-юношеской площадки «Десант в прошлое» на базе археологического и природного музея-заповедника «Татарское городище». Краеведы смогли ознакомиться с уникальным археологическим и природным памятником, совершив путешествие в реликтовый лес, в далёкую историю нашего края. Здесь был собран значительный полевой материал, который впоследствии можно использовать на уроках краеведения.

 

В 2008 году стал издаваться «Вестник историко-краеведческого музея МОУ СОШ №16» - научно-популярный и информационно-методический журнал, предназначенный для детей среднего и старшего школьного возраста, преподавателей музейного дела, краеведения и туризма. Издаётся он по решению Совета музея и при непосредственном участии его актива. (см. электронную версию «ВМ»). Практически во всех номерах имеются публикации об участии краеведов и туристов в походах, а также материалы об истории детско-юношеского туризма в школе и районе.

 

Особое место в работе музея занимает взаимодействие со школьными СМИ. Актив музея, совместно со школьным информационно-издательским центром «Без наZвания», принял участие в создании видеофильмов об истории села и Северного Кавказа. Целый ряд фильмов рассказывает о туристических походах школьников («Дети и йети», «Лето в горах», «Крокус – 2010» и др.).

 

Очень важно, чтобы здоровый образ жизни пропагандировался. Видеоотчёты о туристических походах и краеведческих экспедициях демонстрируются по школьному кабельному ТВ, на районном ТВ. А в октябре этого года мы вышли уже в федеральный эфир. Фильмы «Поход к Софийским озёрам», «Вахта Памяти – 2010» и др. стали участником программы «Я там был» на спутниковом канале «Телепутешествия» («Триколор»).

 

 К 65-летию Победы подготовлено несколько фильмов о героической обороне перевалов Кавказа: «Фронт за облаками» и «Вахта Памяти», а также два фильма из цикла «Солдаты Победы», рассказывающих о боевом пути ветеранов Великой Отечественной  - жителях села Казьминского. Созданию фильмов предшествовала большая работа, связанная с записью воспоминаний, как участников  войны, так и односельчан, переживших оккупацию Ставрополья. Фильмы «Фронт за облаками», «Вахта Памяти», «Рассказывают ветераны» стали победителями конкурса видеофильмов на краеведческую тематику в рамках Всероссийских краеведческих чтений и финала конкурса исследовательских работ «Отечество» в 2010 и 2011 гг.

 

Выводы

Школьные музеи, являясь результатом государственно-общественного соуправления, позволяют эффективно решать задачи формирования личности, обладающей исторической и духовной памятью.

Работа в школьном музее  неразрывно связана с туристско-краеведческой и поисково-исследовательской деятельностью, имеющую социальную направленность.

Организация экспедиций и походов, помощь ветеранам,  знакомство с историческими документами  в архивах,  работа в библиотеках, переписка, общение с людьми – всё это приводит к повышению образовательного уровня ученика, способствует реализации его личностного потенциала, развитию способности самостоятельно приобретать новые знания и умения.

Все эти качества характеризуются своей направленностью на достижение современных целей образования – сформировать личность гражданина, человека здорового физически, психологически и, что более сложно, личность, обладающей духовным и нравственным здоровьем.


© Котов С.Н., Асланов Х.А., 2019