Накануне
татаро-монгольского нашествия наши края были почти безлюдными половецкими
владениями. В 1238 году оседлые адыги — жители уже упомянутых мною поселений
Дегтяревское и Новокувинское — вероятнее всего, успели уйти в горы.
Дегтяревское так больше и не заселялось, а на опустевшем Новокувинском много
лет спустя появились пришедшие с западных отрогов Большого Кавказа абазинцы.
Приблизительно
во второй половине XIV века на высоком берегу Кубани между современными селами
Балахоновское и Кочубеевское возникло большое золотоордынское поселение.
Население его
было смешанным: остатки прежних владык края — аланы, наследовавшие им адыги,
пришедшие с монголами кипчаки. Именно такую пеструю этническую картину дает
характер погребений.
Жилища здесь
строились из сырцового, а также из самодельного обоженного кирпича. У южного
края кладбища я обнаружил остатки кирпичного здания, по-видимому, мечети и
несколько кирпичных построек в центре поселения.
Судя по
находкам, здесь было хорошо развито кузнечное и гончарное ремесло. Железо,
вероятно, выплавлялось сыродутным способом: часто попадались куски криц и
металлический шлак. Гончары изготавливали прекрасную посуду (кувшины, горшки,
миски и т.д.) на гончарном круге. Причем каждый мастер имел свой «фирменный
знак» — тамгу. Это мог быть крест в круге, круг с изломанными под углом лучами
или полукруг. Были здесь и свои костерезы. Из живности разводили главным
образом коней, овец и кур.
Кроме местных
изделий на поселении попадалось и много импорта. Это тонкогорлые кувшины с
гребенчатым орнаментом, имеющие аналоги в Дагестане; орнаментированные
стеклянные бусы и чугунные котлы, изготовленные в Поволжье; расписанные
кобальтом фаянсовые турецкие тарелки, поливная посуда.
Территория
этого поселения, к сожалению, занята сейчас дачами, а большая часть
мусульманского кладбища уничтожена карьером. Не могу сказать, сколько
захоронений было уничтожено, однако мне удалось доследовать около сорока. Был
получен обширный материал: серебряные и бронзовые украшения, пряслица,
наперсток, бусы, оловянные бляшки, куски материи и т.д.
Во второй
половине XVII века трехсотлетнее поселение было покинуто жителями в связи с
разразившейся в то время эпидемией чумы. Они основали аул Карамурзинский.
Из представителей
других народов, обживавших наши места, следует упомянуть черкесов, поселившихся
приблизительно в XV–XVI вв. близ нынешнего хутора Евсеевский.
В XVII в.
существовал еще один небольшой населенный пункт — турецкое укрепление Аджи-Кала
на высоком мысу недалеко от впадения Большого Зеленчука в Кубань. Однако уже в
XVIII веке место это запустело. Еще лет 15–20 назад видны были руины
углубленных в землю кирпичных построек. Сейчас здесь дачи.
Завершалась
достаничная история наших мест. Под занавес ее по бескрайним степям, некогда
покрытым густой сетью поселений и городищ, кочевали ногайские орды, совершали
набеги на русские города, на донские границы, пасли бесчисленные стада. А на
пороге стоял век Петра и Екатерины, век Потемкина и Суворова. Еще будут кровопролитные
баталии, подымутся в Предкавказье новые города, упористо встанут по Кубани
казачьи станицы. И одну из них нарекут Невинномысской.
Газета
«Невинномысский рабочий», 8 августа 1998 года